Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Допущенные к столу

*
"О ПРАЗДНЕСТВЕ И ГОСТЯХ", Я.Немец, ЧССР, 1966г. (9)

Поначалу было разочарование. После чистой абсолютно первозданной индивидуальности «Алмазов ночи» - бюнюэль второй свежести, чешский «Ангел Истребления». Аллегорический групповой портрет общества, сюрреалистическая материализация тайных желаний и фобий среднего класса, его садомазохистский комплекс в отношениях с высшим классом.

Удивительно, как за несколько лет, за одну пятилетку кино ЧССР прошло путь от зарегулированного соцреализма с запрограммированным оптимизмом до предельно отвязного сюрреализма с крайним (и тоже запрограммированным) пессимизмом. И даже обогнало кино свободного мира. Если правда, что облик и манеры хозяина праздника списаны с тогдашнего президента Чехословакии Новотного. В западном кино такие переходы на личности вряд ли были возможны в то время. Бунюэль не опускался до личных выпадов, пародий на де Голля, Франко или папу римского. Впрочем, тут можно увидеть и не конкретного президента, а маску «Ильича» - собирательный образ вождя, «самого человечного человека». А можно и пинок в адрес дохлого льва (встреч дорогого Никиты Сергеевича с творческой интеллигенцией).

Потом искусство стало побеждать жизнь, отстраненная манера режиссера подняла фильм над утилитарной конкретикой, над персональными выпадами в адрес давно забытых политиков и другими оппозиционными фигами. Чехословакия середины 60-х это всего лишь звено в цепи, между Прагой Кафки начала 20-го века и бизнес-структурой века 21-го. Стройность модели с точными социальными ролями - обаяшка-босс, его верный шут (енфан-террибль, то ли фаворит, то ли шестерка), строгие секьюрити, очкарик-интеллигент-соглашатель, дамы просто приятные и дамы приятные во всех отношениях. И, наконец, главный герой фильма (его играет режиссер Эвальд Шорм)- гость-дезертир, который выходит в главные герои парадоксальным способом – ничего не делая, ничего не говоря, эпизодически появляясь в кадре и глядя в камеру с неопределенным выражением лица, чуть насмешливого, чуть печального. Исчезновение это единственный его поступок и вот этим своим отсутствием (не-деянием) он совершает главное деяние, нарушает расчеты (лишний стул заталкивают под стол, но он все равно обнаруживается) и доводит модель общества до логического завершения, окончательно обьединяет всех остальных персонажей – хозяев празднества и гостей.

А в самом финале (обрыв изображения, несколько секунд полной темноты и лай собак на фонограмме) фильм встает вровень с предшественником, становится достойным продолжением «Алмазов ночи».
Tags: ЧехияСловакия, кино
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments