Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Бизнес Тони Бртко

*
"МАГАЗИН НА ПЛОЩАДИ", Я.Кадар, Э.Клос, ЧССР, 1965г. (7)

Старомодный фильм, в чехословацкую новую волну он плохо вписывается, такое «классическое» кино снимали в Европе до прихода неореализмов и национальных волн. Интернациональный состав сьемочной группы (чешско-словацко-венгерско-польско-еврейский) подчеркивает общее средневеропейское начало. Здесь нет свежего взгляда на кино, эксцентрики, экспериментов с киноязыком, молодого нонконформизма и двусмысленностей, расшатывающих каноны реализма. Есть крепкий повествовательный сценарий, хороший актерский ансамбль, вполне однозначный первый план.
И над всем этим прочным фундаментом надстроен второй план, который собственно и делает фильм нерядовым.

Второй план открывается через образ главного героя – непутевого мужичка Тони Бртко, словацкого плотника, маленького человека с сильной национальной характерностью. Характер слабый, а характерность сильная. Такая сильная, что поднимает героя и весь фильм до очень серьезных обобщений. Вот как Марию Браун в фильме Фассбиндера можно считать обобщенным образом Германии, Тони Бртко можно считать обобщенным образом Словакии, как страны.
Маленький, «невзрачный» человек - маленькая «невзрачная» страна, которая оказалось на перекрестке большой политики, большой войны, против своей воли оказалась в двусмысленной ситуации, пыталась к ней приспособиться, из нее выйти, сохранив лицо – уклониться, обхитрить, уступить по-мелочам, отсидеться на обочине истории.
«Замужество Марии Браун» – фильм о том как, каким образом Германия восстановилась после поражения во Второй Мировой войне, Мария Браун вытерпела, вытянула ее на своем «горбу», а когда дело было сделано, ушла из жизни. «Магазин на площади» – фильм о том, как Словакия пережила Вторую мировую войну, приспосабливаясь к сильным, уступая шаг за шагом, жертвуя слабыми. Тони Бртко – естественный и цельный человек, прошел этот путь компромиссов до конца и саморазрушился, а Словакия тяжело вздохнула и продолжила жить дальше.
И еще один обобщающий образ – пирамида, которую на протяжении фильма возводят на площади, как раз перед магазином. Пирамида легкая, деревянная, уменьшенный макет вавилонской башни, той каменной, которую строят в Берлине (а потом строили в Москве, а сейчас в Брюсселе).
Tags: ЧехияСловакия, кино
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments