Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Чулимск прошлым летом в Чулимске

*
«ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ», И.Бочкин, ТЕАТР им.ПУШКИНА, Москва, 2006г. (2)

«ЧУЛИМСК ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ», Д.Петрунь, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2005г. (8)


Игорь Бочкин поставил пьесу Вампилова так как не надо, как среднестатистическую драму «из народной жизни». Всерьез, в лоб, без собственного режиссерского взгляда, не уловив особую авторскую интонацию, что для Вампилова очень важно. Вампилов не бытописатель, не совсем реалистический драматург.

Получился усредненный спектакль, такой мог идти в театре им.Пушкина (или им. Какого-нибудь-другого-писателя) и 20 и 50 лет назад. Актеры играют так, как принято играть в народных пьесах – кто-то честно играет драму, кто-то утепляет-комикует. В народных пьесах обязательно должен быть какой-нибудь дед Щукарь. Здесь в подобной роли – Д.Ясик. Он - молодец, играет вкусно, гротескно, но отдельно от всех остальных и его работа торчит, как металлическая коронка среди натуральных кривоватых зубов.
Попытка сыграть вампиловский конфликт впрямую приводит к тому, что он выглядит безнадежно устаревшим. Режиссер не почувствовал дистанцию между пьесой и нынешним днем.
С этой дистанцией надо что-то делать, можно ее преодолевать, можно, наоборот, подчеркивать, что и сделал Дмитрий Петрунь.
В вахтанговском спектакле верно угадана интонация, верный тон взят с первых же минут. Условная декорация из множества подсолнухов. Такие высокие густые заросли таких ярких цветов бывают только в детстве. Среди подсолнухов стоит вышка - на такую вышку очень интересно забираться и устраивать там тайник.
Авторские ремарки читает Юрий Яковлев – голос мягкий и спокойный, моментально узнаваемый, он создает нужное отстранение и нужное лирическое настроение. Актрисы играют приподнято, не реальных женщин и девушек провинциального городка, а воспоминания, мечты – на них белые платья, соломенные шляпки. Такие милые, чудаковатые герои могут жить только в нашей памяти. И это нисколько не мешает проявиться драме, совсем наоборот драма сыграна значительно острее. Пройдя через фильтр памяти и через фильтр театральной условности образ Валенины (Евгения Крегжде) стал более свежим и чистым, положение Шаманова (Евгений Князев) более безнадежным. Тут впору, как на МХАТовском «Лесе», титр над сценой зажигать «а не застрелиться ли мне». А в спектакле Бочкина те же манипуляции с пистолетом (забыл сдать, отдал Пашке) воспринимаются как профессиональные приметы следователя. И финальный монолог у Бочкина Шаманова вышел кондово-правильным («Нельзя опускать руки, надо бороться!»), а у Князева – ностальгическим – только там в Чулимске, среди чистых сердцем и возможны такие монологи.

Прошлым летом … и больше никогда

Яковлев читает финальную авторскую ремарку, прощаясь с Чулимском, словно с городом Китежем или с Атлантидой ушедшей на дно. В этот городок нельзя вернуться, во-первых, потому что нельзя вернуться в то время, когда подсолнухи были большие. А во-вторых, потому, что города Чулимска больше нет, без Валентины город не стоит, как не стоит село без праведника.

Спектакль идет в том же помещении, где играли премьеру "Чайки" Павла Сафонова (тоже очень мягкий и лирический по настроению спектакль) и от этого становятся особенно заметны многочисленные параллели между пьесами Вампилова и Чехова. Валентина – Заречная, Пашка – Треплев, Шаманов – Тригорин, мать Пашки и полюбовница Шаманова вместе соответствуют Аркадиной. Некоторые диалоги повторяются почти буквально: Аркадина-Треплев (оскорбляет сына, тут же просит прощения), Нина-Тригорин (мучительное обьяснение в любви), Аркадина – Тригорин (Шаманов «Ты самая умная, ты одна меня понимаешь … а где Валентина?» ). И заканчиваются обе пьесы выстрелом.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…