Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Своё-иное, или «Лучше там, где нас нет»

.
"О ЧЕМ-ТО ИНОМ", В.Хитилова, Чехословакия, 1963г. (6)

Фильм сконструирован твердой, женской рукой из двух полуфильмов о двух полу-женщинах, брюнетке и блондинке. Одна часть о брюнетке-гимнастке почти документальная. Другая часть о блондинке-домохозяйке – короткометражный художественный фильм. Части смонтированы параллельно, эпизод через эпизод.

Если смотреть по-отдельности, то фильм о гимнастке скучен (тренировки, тренировки, тренировки, в самом конце немного соревнований), а фильм о домохозяйке банален (муж читает газету, сын балуется, по вечерам приходят знакомые сыграть в карты, нечего надеть – деньги копят на машину, она заводит любовника, а потом выясняется, что и муж ходит налево). Портит впечатление и то, что обе исполнительницы главных ролей некиногеничные. Спортивная гимнастика в таком возрасте и с таким телосложением неэстетична (вот скажем в волейболе эта спортсменка и сейчас смотрелась бы отлично). Блондинке не хватает яркости. Самые яркие персонажи обеих частей находятся на периферии сюжета (любовник блондинки и ученица чемпионки – несколько секунд на экране, а как вкусно выразительно снято).

Но фишка фильма не в двух этих историях, а в том, что между ними. Вот здесь режиссер обходит все капканы лобового противопоставления двух женских судеб, уклоняется от любых выводов. Любые сентенции к этой паре применимы и ни к одной фильм не сводится, ни одной не исчерпывается.
Можно сказать, что у каждой свое счастье. Можно сказать, что каждая несчастна по своему.
Можно сказать, что гимнастка живет настоящей полной жизнью, а у домохозяйки лучшие годы проходят мимо. А можно и наоборот сказать, гимнастка жертвует личной жизнью, а у блондинки полный комплект - семья, ребенок, любовник.
Брюнетка стоит на пьедестале почета, блондинка стряхивает снег с дерева в парке.

В фильме есть эффектные операторские ракурсы, эффектные монтажные переходы и зацикливания, но главный эффект от того, что параллельные прямые не пересеклись. В зазоре - неопределенность, можно подумать о чем-то ином, что-то иное почувствовать.
Tags: ЧехияСловакия, кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments