Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Варшавский пакт

*
"КАРАМАЗОВЫ", П.Зеленка, Чехия, 2008г. (6)

Фильм хорошо попал и в тему скорой премьеры «Карамазовых» в МХТ и в тему чешского кино (http://lev-semerkin.livejournal.com/558589.html) и чешского театра (http://lev-semerkin.livejournal.com/557870.html). Он и про Карамазовых, и про чешское кино, и про чешский театр, и про нынешнее состояние стран бывшего Варшавского пакта.
Фильм совместного чешско-польского производства и польская кинофирма называется «Варшавский пакт» (с такой усмешкой или даже издевкой они расстаются со своим прошлым :).
Фильм сложносочиненный не только чешско-польский, но и кино-театральный, да еще и с литературной основой, история у него длинная, многослойная.

В основе, понятное дело, роман Достоевского;

следующий слой – чешская инсценировка Эвальда Шорма, которую он поставил в «Дивадло На Забрадли» в 1979 году, спектакль гастролировал в СССР в 1983 году, я его не видел;

затем, уже после смерти Шорма, инсценировка была поставлена еще раз в театре «Дейвицке дивадло» (режиссер Лукаш Главица) , премьера состоялась в 2000 году, спектакль много лет сохраняется в репертуаре (в следующий раз его 9 декабря можно будет увидеть);

Пётр Зеленка много лет сотрудничающий с Дейвицким театром как драматург и режиссер, хотел сделать киноверсию этого спектакля и при этом надстроить над ней собственный фильм. Подход очень близок к тому, что сделал Луи Маль со спектаклем Андре Грегори «Дядя Ваня» - подготовка к репетициям, репетиции на публике, незаметно перетекающие собственно в спектакль. Только Зеленка был более радикален, сильно перетянул одеяло на себя, и в этом причина не полной удачи фильма, ИМХО.

Всё лучшее в фильме идет от Достоевского, Шорма, Главицы и актеров. Собственно театральные "Карамазовы" мне понравились, даже в таком сильно сокращенном виде (спектакль идет более двух часов, фильм идет полтора часа и «Карамазовы» занимают примерно половину длительности фильма) . Все узловые события в инсценировку вошли (от застольной беседы о вере до сцены в Мокром, суда, поминок Илюшечки и речи Алеши у камня), все главные персонажи показаны и сыграны вполне убедительно (за исключением штабс- капитана Снегирева), драматично и всерьез (в черта перевоплощается Федор Павлович Карамазов – Пётр Троян, самая яркая актерская работа, да и четверо сыновей успели раскрыться, пусть и в формате дайджеста).

В сравнении с карамазовским событиями, мыслями и страстями, все режиссерские добавления выглядят мелковато.
Интонация режиссера по большей части фирменная, чешская, мягко ироничная.
Легкая ирония над современной театральной модой – спектакль едет на гастроли в Польшу, но с условием, что его будут играть прямо в заводском цеху, именно на такое лобовое приближение искусства к жизни ЕС выделил грант.
Ирония над актерами (о Карамазовых мы успеваем много чего узнать, а про актеров ничего интересного не узнаем, за исключением исполнителя роли Дмитрия, тут получился самостоятельный характер и своя история).
Ирония над бывшими соседями по Варшавскому пакту, чехи не понимают поляков (приходится общаться по-английски) и презирают русских (в качестве эпиграфа и послесловия - анекдот о правнуке Достоевского, который знал по-немецки только два слова «Мерседес» и «Бенц»).

Экзотическое место действия придает много зрелищности, но ничего принципиально важного спектаклю не добавляет, разве что актеры пару раз включают заводской антураж в свою игру (клещи, крючья, тележка).
Металлургический комбинат становится самостоятельным героем фильма совершенно независимо от спектакля. Его судьбу рассказывает польский рабочий, присутствующий на репетиции – комбинат строили по указу Сталина, чтобы поднять польскую промышленность опустить польскую интеллигенцию, но пролетариат тоже не выказал приверженности делу социализма, поддержал Солидарность (рабочий показывает балкон, с которого выступал Валенса, а я вспомнила фильмы Вайды, действие «Человека из мрамора» происходит на этом самом месте). Теперь же, когда с социализмом покончено, завод находится в полузаброшенном состоянии и куплен индийским миллиардером.
Завод, показанный в фильме, действительно не похож на действующее предприятие и чутье зрителя не подвело, в фильме фальшак, в роли Катовицкого металлургического комбината заброшенный завод в чешском Градеке. Вот такая ирония, хотели приблизить театр к подлинной жизни и подменили кинореальность.

Самый существенный вклад Зеленки в сценарий фильма - история этого самого польского зрителя-рабочего, к которому собственно и собирались приблизить театр. Можно было вспомнить хазановскую юмореску про пиликание симфонического оркестра в рабочий полдень в цеху завода, но тут у Зеленки никакой иронии нет, все всерьез. Рабочий всерьез увлекается действием, к тому же он остается в цеху, потому что там недавно разбился его сын и прямо во время прогона спектакля он получает известие о смерти сына в больнице (рифма к смерти Илюшечки). Актеры узнав об этом предлагают прекратить прогон (исполнитель роли Дмитрия подозревает, что рабочий это подсадная утка режиссера, придуманная чтобы освежить спектакль), но рабочий просит продолжить. Волшебная сила искусства поможет ему пережить личную трагедию ? Нет, спектакль, как и роман заканчивается на высокой точке, а фильм заканчивается самоубийством рабочего.

Фильм оставляет зрителя в состоянии раздрая – спектакль не вписался в место действия, ирония не соединилась с драмой, театр не соединился с кино, сценарий Зеленки с романом Достоевского.
Tags: ЧехияСловакия, кино, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments