Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Срубили нашу ёлочку под самый корешок…

*
… и вот она нарядная на праздник к нам пришла!»
(это о перезагрузке театра им.Гоголя в Гоголь-Центр ;)

"ЁЛКА У ИВАНОВЫХ", Д.Азаров, ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, Москва, 2013г. (7)

Верный репертуарный ход, хороший спектакль для первого сезона после перезагрузки, своеобразный театральный тест. Протестировали труппу, собранную из актеров театра им.Гоголя и актеров Седьмой студии, на сложном эксклюзивном материале.
Пьесу Введенского еще не ставили один-в-один, даже признанный мэтр театра-обериу Левитин всегда делал композиции по текстам обериутов. Режиссер Азаров пошел по пути самоограничения и выиграл, пьеса оказалась вполне сценична и (почти) без режиссерского вмешательства добавления-исправление текста. И без дополнительного нагружения текста аллюзиями и экзистенциальным вторым дном.

Пьеса дает основания к аллюзиям и второму дну, написана в 1938 году, действие происходит в благословенные дореволюционные времена, под Рождество – сусальный апофеоз благополучного семейства Ивановых (Петровых, Серовых, Комаровых). Папа-мама пошли в театр на балет, няньки купают многочисленных деток, повара готовят праздничный стол, лесорубы ушли в лес за ёлочкой. Идиллия и полная социальная гармония спотыкается на пустяке – капризная девочка, раздражительная нянька (невеста лесоруба), нож и топор – режут кур и поросят, рубят ёлку, рубят девочку - и все летит в тартарары. Россия, которую мы потеряли в один день прямо на глазах почтенной публики.
Или театр (им.Гоголя), который мы потеряли. А потом обрели (финал пьесы "- Говорят, что лесоруб Федор выучился и стал учителем латинского языка. - Что ты говоришь. Вот видишь, человек простонародный, а своего добился.")

При первой постановке главным оказывается не это, а простая театральная игра. Обериутская речевая , стиховая и драматургическая стихия вполне самоигральна и самодостаточна. Нужно только найти верный режиссерский, сценографический, актерский ход.
Зрители через шкаф попадают в комнату, рассаживаются там невидимками, среди старинной мебели – стол, кровать, пианино, абажур. Из шкафов появляются персонажи («выбегают», актеры именно так и у Левитина выбегали, точный обериутский прием). Повариха готовит обед и ведет спектакль. Годовалый мальчик беседует с собакой. Дети читают стихи. Все это сыграно совершенно естественно, без всякого специального абсурдизма, и даже с детским простодушием. Чернуха и гиньоль (кровь, трупы) не взрослые, а детские – страшилки. Молодые актеры Седьмой студии это сыграли ярче и точнее, у них от зубов отлетало (начало сцены в сумасшедшем доме прекрасно прозвучало - Врач. «Господи, до чего страшно. Кругом одни ненормальные»), но и возрастные актеры были на месте, точный кастинг одна из составляющих успеха.

Добавления в пьесу сделаны точечно, точно по месту и очень органично по стилю - кукла-неваляшка (ей нельзя отрубить голову), песня Вертинского (о церковной службе) и детское стихотворение Введенского «Кто?». Маленький погром в кабинете у дяди Бори рифмуется с катастрофой на ёлке у Ивановых, пьеса поставлена как детское стихотворение - именно так и надо, не нагружать смыслом бессмыслицу Введенского, не приделывать к ней дно («Горит бессмыслицы звезда, Она одна без дна.»).

Дядя Боря говорит,
Что
Оттого он так сердит,
Что
Кто-то сбросил со стола
Три тарелки, два котла
И в кастрюлю с молоком
Кинул клещи с молотком;

Может, это серый кот
Виноват,
Или это черный пес
Виноват,
Или это курицы
Залетели с улицы,
Или толстый, как сундук,
Приходил сюда индюк,
Три тарелки, два котла
Сбросил на пол со стола
И в кастрюлю с молоком
Кинул клещи с молотком?

...

Напечатайте в журнале,
Что
Наконец-то все узнали,
Кто
Три тарелки, два котла
Сбросил на пол со стола
И в кастрюлю с молоком
Кинул клещи с молотком,
Банку, полную чернил,
В кабинете уронил
И оставил на столе
Деревянный пистолет,
Жестяную дудочку
И складную удочку.

Серый кот не виноват,
Нет.
Черный пес не виноват,
Нет.
Не летали курицы
К нам в окошко с улицы,
Даже толстый, как сундук,
Не ходил сюда индюк.
Только Петя Бородин -
Он.
Виноват во всем один
Он.
Tags: литература, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments