Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Незавершенная поэмка.

*
«НЕЛЕПАЯ ПОЭМКА», К.Гинкас, ТЮЗ, Москва, 2006г. (9)

Важно, что после спектакля есть ощущение, что вопрос остался открыт.
Без этого: «ну, мы зрители умнее персонажей, мы-то знаем, что инквизитор не прав и сейчас режиссер и актеры нам это показали». Разговор (вернее внутренний монолог, разложенный на голоса) начат, но не закончен. И в этом ощущении зрителя укрепляет сценография Бархина. Значение среды, визуального ряда, декораций, костюмов в этом спектакле очень велико.
Место действия – стройка (кирпичные стены, доски). Некий недостроенный объект.
Что же здесь строится? Храм или Вавилонская башня?
Кто строит – артель инвалидов, числом 13 , словно пришедшая в спектакль из фильма Бунюэля «Виридиана» вместе с католической проблематикой (ведь и дейcтвие легенды происходит в Испании). А может это «индивиды» из «Между собакой и волком» Могучего.
Фирменный ТЮЗовский хор на этот раз дополнен настоящим маленьким хором – из ансамбля «Сирин», создающим живой акустический ряд в дополнение к визуальному ряду.

Есть традиция поручать роль Ивана Карамазова опытным и даже пожилым актерам, но как образ меняется и оживает, когда играет ровесник, совсем молодой человек. Спектакль Гинкаса – отличный аргумент в пользу молодого Ивана. Иван Карамазов (Николай Иванов) – это главная актерская удача. Он очень молодой и очень «достоевский» (и в прямом и в переносном смысле – «ну, ты - достоевский») . Актер необычайно азартен и подвижен. Мгновенные переходы от смеха к слезам, из закрытого ёрнического состояния к открытому, искреннему. А кроме того молодой актер носит кеды, вносит в спектакль нечто современное, молодежное, чего раньше совсем не бывало в спектаклях Гинкаса, но в данном случае принципиально. Гинкас ставил «о вечном», сторонился современности, прямой злободневности (исключение помню только одно – «Комната смеха»). И вдруг в отвлеченной легенде о великом инквизиторе он стал прямо зацеплять современность (чего стоит одно только водружение телевизора на алтарь).

Алексей Карамазов (Андрей Финягин) решен сходным образом, что и в спектакле «Мальчики». Он молчалив, статичен (по контрасту с гиперактивным Иваном). Пластическое решение образа взято из евангельских картин передвижников.
Алеша - слушатель, он не мастер говорить и когда получает слово ( в самом финале ) говорит тяжело, почти косноязычно, словно разряжает накопленную за время двухчасового разговора энергию.

Игорь Ясулович временами чересчур суетлив и оттого жалок, слишком мельчит – непохож на инквизитора, тем более Великого. Такой рисунок можно оправдать пожалуй лишь тем, что инквизитор - это фантазия Ивана, постепенно в нем прорывается авторская (карамазовская, достоевская) интонация, он начинает горячиться, захлебываться аргументами. Исключение - два безмолвных эпизода, первый и последний. Ясулович величественно появляется из левой кулисы, словно сходит со страниц романа. И в конце во время разговора Ивана и Алеши, он замирает и остается неподвижен, как статуя святого из католического собора. Это загадочная фигура словно вырезанная из дерева остается на сцене одна и запечатлевается в глазах зрителя, когда в финале гаснет свет.

Иван и Алеша – мальчики. Инквизитор – не мальчик, но муж. И он здесь главный герой. Через него Гинкас провоцирует, испытывает и себя и зрителя. Испытывает на разрыв.

Спектакль разорван, но ведь и мир разорван. Природу разрыва сам же Достоевский сформулировал: «Поцелуй горит на его сердце, но старик остается в прежней идее».
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…