Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Дым.

*
«ЛИЛОВЫЙ ДЫМ», А.Кругляк, «ЭРМИТАЖ», Москва, 2002г. (8)

Моноспектакль Арсения Ковальского по книге Феликса Розинера.

На полтора часа зрительское время выключено – во первых, сюжетные перипетии захватывают внимание (может быть только эпизод с отравлением выглядит нарочитым сюжетным излишеством), а, во-вторых, актер мастерски держит зал.

Но в спектакле есть и большее – своеобразная философия истории, моральный агностицизм. Герой постоянно уклоняется от суждений и осуждений, поступает по наитию (от хронологически первого поступка - с собакой, до хронологически последнего - с вызовом в суд). Он уклоняется от сознательного выбора и в результате проживает не свою жизнь – выкармливает чужого ребенка, делит кров с чужой женой, учит чужих (литовских ) школьников чужому (русскому) языку. Он не может, не хочет определяться в системе координат «наши- враги» и оказывается маленькой частичкой зажатой между двумя жерновами (между «советскими» и «зелеными»). Его созерцательность напоминает героя «Повести о жизни» Паустовского.
Но именно благодаря малости, невовлеченности в историю идеологическую, поверхностную, «политическую» герой оказывается причастен к истории глубинной, подлинной, играет роль, которую можно описать в других категориях (спасение и одновременно возмездие). Он, как дым, принадлежит к другому «легкому» миру и поэтому невредимым проходит сквозь тяжелые жернова.

Жернова не могут перемолоть дым.

Пролистал старые номера «Театральной афиши» и увидел фотографии со спектакля трехлетней давности. Ковальский был другим – юный, черноволосый, с задорным взглядом. Сейчас он повзрослел, стал «пепельным», играет более отрешенно и спектакль, видимо, тоже повзрослел, получил важное приращение смысла. Актер догнал героя и теперь юношеская непосредственность «просвечивает» сквозь седину.
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments