Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

В начале было действие

*
"БРАТЬЯ", А.Мизгирёв, ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, Москва, 2013г. (8)

Это в книгах в начале было слово, в театре в начале было действие (акт, зрелище, вспышка, звук, крик нечленораздельный). Чеховские сестры всё собирались, собирались в Москву, в Москву, да так и не собрались, а братья собрались и приехали, чисто конкретно. Сначала один, старший, а за ним и трое остальных, младших. С этого (с прибытия трех братьев) начинается спектакль - четверка вместе, локоть к локтю.
Вот с таких спектаклей и надо начинать (перезапускать) театры. Не с нового слова, а с того, что перед словом – с новой картинки (освещенный ринг посреди темного ангара), с нового звука.

И уж конечно не с того, что после слова, после драматургии, не с усталости от слов, от драматургии, от театра, от самого-себя, не с пресыщенности. А с голода, зверского и молодого. Слова придут потом.

Как раз с текстом в спектакле большие проблемы, слов не разобрать.
Половину текста не слышно, от того что сцена расположена посередине зала и актеры играют на два амфитеатра, когда говорят в одну сторону, сидящим на другой стороне плохо слышно.
Еще половину текста не слышно из-за того, что микрофонный звук плохо сочетается с естественным.
Впрочем, этот текст и не стоит того, чтобы слышать каждое слово. Достаточно того, что слышны некоторые слова и выражения. Пунктиром. «Хуянгел», «наши письки – ваши прописки», "ипотека", «бои без правил». Чтобы театр дозрел, досовершенствовался до уровня шахматной игры, должно пройти много лет (в случае МДТ почти 30 лет). А начинать лучше с самого простого, с боев без правил (на самом деле правила и в этих боях есть, но самые простые) . Не шахматная доска, а сцена-ринг, отделенная от зрителей металлической сеткой. Над рингом экраны, на экранах надписи – простые односложные, титры. Или караоке – цветомузыка и тексты шлягеров (кино ведь тоже начиналось с немого состояния и титров и шлягерного попурри таперов).

И потом, современная цивилизация это ведь не цивилизация слов, а цивилизация иконок (не икон), значков (не знаков). Вот так примитивно, зато ярко, энергично, зрелищно, брутально, сексуально и все понятно без слов. Так современно. Не в политизированном смысле, не «из фейсбука на сцену», не из курилок креаклов. А с улиц, со строек и вокзалов, с лестниц и подвалов, из маршруток с шансоном и советскими шлягерами, из вагонов метро и электричек.
Текст примитивен, сюжет схематичен, не Достоевский, не Висконти, не Прилепин. Но вот энергия та же, что и в «Отморозках», и социальный угол зрения тот же, этим «Братья» вписываются в театр Серебренникова, появились в Гоголь-Центре закономерно, Братья - дети Отморозков.

Именно с этого спектакля (первого спектакля Гоголь-Центра) и следует начинать знакомство с этим театром.
Мой поход на «Идиотов» ( http://lev-semerkin.livejournal.com/548579.html ) следует считать фальстартом. Тем более, что один из братьев идиот (в достоевском смысле) и он стоит всех идиотов (в триеровском смысле) из «Идиотов».
Вчерашний визит был полноценным первым знакомством. И с помещением театра тоже. В фойе проходит экспозиция инсталляции из черепов. Они придали новому облику театра завершенность, облик мне и раньше очень понравился, но теперь этот торт получил правильную вишенку на. Даже жалко будет, когда экспозиция закончится и черепа уберут. Я бы на месте художника передал в дар и оставил в Го-Го-Центре навечно. Черепа это так по-гоголевски. Это одновременно и прощание с прежним гоголевским театром и заклинание духов прошлого (может быть отпугнуть хотели, чтобы не мешали новым росткам прорасти на старом месте, а может и привлекали, чтобы помогли). Чтобы театр имени Гоголя превратился в Гоголь-Центр он должен пережить смерть/рождение.

В «Братьях» акт рождения состоялся. Младенец задергался, пошел (Go-Go-Центр), произнес первое слово (матерное). Вчера его крестили прописали, поставив в фойе капище-мавзолей с черепами.
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments