Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Blut und Eisen

*
Как была объединена Германия?
Железом и кровью…

"КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ", Л.Додин, МДТ, Санкт-Петербург, 2012г. (8)

Про шахматы все рецензенты пишут и я напишу. Режиссура Додина в сценографии Боровского прекрасна геометрической четкостью. Романтическая драма Шиллера сжата до двухчасового этюда и разыграна ход за ходом, комбинация за комбинацией.
Квадратный деревянный планшет – шахматная доска. Персонажи пьесы Шиллера – фигуры. Кроме них по доске ходят еще пешки – слуги. Они расставляют, переставляют, накрывают столы, зажигают свечи (сцен.движение поставлено, они перемещаются как единое целое, театральный хор или пчелиный рой).
Черные (их девиз – «коварство») играют против белых (их девиз – «любовь»). Как и полагается по шахматным правилам, первый ход делают белые, они любят друг друга. Первыми на сцене-доске появляются Луиза и Фердинанд, они делают ход энергично и без слов (Фердинанд не выходит – влетает и запрыгивает на стол).
Затем появляются черные фигуры – Президент, отец Фердинанда, и секретарь Президента Вурм. Политик и политтехнолог. Они ведут свою партию, обсуждают и начинают ответную комбинацию. Наконец на доску выходит главная фигура – шахматная королева (леди Мильфорд). Королева должна быть выше остальных фигур, у королевы в шахматах самые большие возможности, ходит куда хочет - взад, вперед, вправо, влево, по диагонали. В спектакле леди Мильфорд ходит не по сцене, по столам, стоящим на сцене, и действительно оказывается выше всех. И не ходит – танцует. А актерские возможности Ксении Раппопорт действительно самые богатые, роскошная актриса. Роскошное исполнение роли, мастер-класс женской интриги – диапазон ходов от светской кукольности до постельной откровенности (королева играет за черных и обольщает Фердинанда, как миледи Д'Артаньяна, почти обольщает, Фердинанд в последний момент устоял, ведь у него есть своя мадам Бонасье – Луиза).
По сравнению с такой леди становится понятен уровень Президента, фигура на ранг ниже королевской – шахматный офицер. Иванов в роли Президента силен и точен, но при этом сильно ограничен режиссерской концепцией. Он циник, прагматик, игрок – и всё. Королева может позволит себе еще и чувства, но не офицер. Живые отцовские чувства – лишние для этой фигуры, потому и трагедии в ней нет (вот в спектакле БДТ, где играл Кирилл Лавров, была трагедия Президента, он своими руками, своим коварством убивал свою же любовь, свое будущее, ради которого собственно и интриговал). В роли Президента есть еще и досадная незавершенность также запрограммированная режиссерскими правилами – Иванов не выходит на сцену с финальным монологом, звучит фонограмма его торжественной речи. В спектакле БДТ Фердинанд умирал буквально на руках у своего отца, а здесь отец празднует за сценой, празднует победу.
Текст торжественного выступления Президента взят у Бисмарка, обьединителя Германии.
Для усиления игры режиссер ставит на доску еще две фигуры.
Бисмарк играет за черных, а за белых играет Руссо.
Фердинад и Луиза романтичные, книжные влюбленные, ходят с книжкой в руках. Оттуда они черпают правила игры белыми. Что это за книга ? В кульминационной сцене открытой схватки с отцом Фердинанд цитирует из нее слова Руссо.

Но если черные победили и Президент фигура не трагического калибра, тогда в чем же трагедия? Пьеса Шиллера - мещанская драма, а у спектакля Додина (как и у спектакля Чхеидзе) трагическое звучание.

Фердинанд и Луиза (Козловский и Боярская) прекрасны в немых сценах (в первой и последней), когда играет пластика, тела, взгляды. А вот середина их партии сыграна с меньшей убедительностью, сколько ни урезали монологи под корень, оставшиеся романтические корешки все равно вызывают в зале смешки. Да и слова о возрасте Луизы (16 лет) следовало бы тоже сократить, ну не 16 ей. Луиза выглядит соперницей и почти ровесницей леди Мильфорд.
Белые проиграли, рука режиссера положила белых короля и королеву на доску в знак поражения.
У белых фигур драма с несчастливым концом.
У черных фигур драма со счастливым концом.
А трагедия на доске. Между фигурами. Пока влюбленные выясняют отношения, подозревают, оправдываются, травятся, молчаливые слуги занимаются своим делом, накрывают столы. Две параллельные реальности – в одной только любовь и только настоящее время, а все остальное не имеет значения. Во второй реальности не имеют значения частные чувства, движется рой, рабочие пчелы, повинуясь инстинкту выживания рода, убирают улей и охраняют свою королеву-матку. Руссо пишет книги (о свободе и достоинстве личности), Бисмарк объединяет Германию (железом и кровью). Так, с таким трагическим разрывом, устроен мир.
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments