Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Где-то в Европе

*
"ВРАГ НАРОДА", Дж.Шеффер, 1978г. (5)

Пьеса Ибсена подвергнута двукратной адаптации, сначала в 1950 году Артуром Миллером (под времена маккартизма) и затем в 1977 году сценаристы фильма адаптировали адаптацию Миллера – теперь под 70-е годы (эпоха пост-хиппи, крушение идеализма 60-х).

Миллер добавил в пьесу американскую тему (доктор Стокман собирается эмигрировать из отсталой Европы в передовую «страну свободы») и тем самым сделал тонкий упрек современной Америке, одновременно воспел американскую мечту и поругал за отступления от идеала (на вас народы всего мира смотрят с завистью, мечтают увидеть статую Свободы, а вы маккартизЬм устраиваете).
Маккуин сыграл упертого героя, несмотря ни на что остающегося верным своим убеждениям, он и внешне похож на бунтаря-интеллектуала 60-х (густая борода, очки, длинные волосы), попавшего в другие времена, практичные 70-е, когда свободу ценят только на словах, а на деле думают кошельком.
Он ведь вовсе не революционер, не радикал, просто ученый (можно вспомнить «Детей солнца»). Он не восстает против общества (вот Курышев в спектакле МДТ сыграл сознательного врага общества), а маккуиновский Стокман простодушно хочет обществу только добра и поначалу слепо верит, что ему за спасение от заразы спасибо скажут и даже предупреждает газетчиков, чтоб потом не возносили его слишком сильно. Общество само его выталкивает и превращает в своего врага, политики от власти сразу начинают затыкать ему рот, политики от оппозиции пытаются использовать его открытие в своих интригах, тесть на этом открытии наживается (по дешевке скупает упавшие в цене акции). Его вполне естественные благие порывы всеми воспринимаются совершенно неадекватно.

Присутствие в кадре бергмановской актрисы Биби Андерсон (в роли жены доктора), классический текст, серьезный тон и замедленный ритм поначалу настраивают зрителя на бергмановский лад, но добротная «костюмированная» режиссура профессионального телевизионщика Шеффера совсем не того полета. Все приемы лежат на поверхности - умильные стокманята (старший так похож на папу, тоже в очках), павильонный снег, старательная массовка, изображающая «дикий европейский народ», театрально загримированная седовласость и бородатость у персонажей второго плана.
Только главный герой и главный застрельщик проекта Стив Маккуин вкладывает подлинную страсть и драму. В его странном облике сочетание хиппи с костюмом 19-го века как раз уместно. Самоограничение (играть приходится только глазами, от героического шлейфа прежних голливудских ролей нет и следа) приводит к сжатию и высокой актерской плотности.

Дикость изображена в фильме даже слишком нарочито. У Ибсена доктор Стокман говорит, что «поработав на севере понял, что местным жителям врач не нужен, им нужен ветеринар». В пьесе эти слова характеризуют Стокмана, предваряют финал его выступления на собрании - «Живущих во лжи надо истреблять, как вредных животных!», а в фильме слова про ветеринара характеризуют как раз горожан (которые ведут себя как свора), монолог против большинства сильно сокращен и произносится в запальчивости, не как обдуманное открытие новой истины. Такой Стокман - однозначный герой, без страха и упрека. Не человек будущего, как у Ибсена, а реликт прошлого.
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments