Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Враг сплоченного народа

*
Взаимообразно скопирую себе в ЖЖ отклик Созерцателя из ФБ на додинского «Врага народа» (разбил на абзацы и пронумеровал для удобства комментирования)

Записки Созерцателя.

Враг подавляющего большинства
«Враг народа». 05.10.2013 ; 5

1.
Текст Ибсена сохраняет свою актуальность уже 130 лет. А для современной России слышится как суперактуальный. История доктора Штокмана, противостоящего в своем стремлении к истине и экологической и медицинской правде, власть имущим и большинству населения, чьи интересы и благосостояние эта правда нарушает, выглядит почти как современный документальный текст. Гастроли Додинского спектакля в Москве попали как раз в тот момент, когда обсуждается российская реакция на действия Гринпис в Арктике, и обсуждается реакция президента на позицию Сергея Медведева про Арктику. Президентское «придурок» в адрес Сергея Медведева звучит практически как цитата из пьесы.

2.
Интерес к пьесе выразился сразу в двух премьерах прошлого сезона – московской в театре им. Маяковского и петербургской у Додина.
Додин не стал модернизировать текст, как поступили в Москве. Он оставил Ибсена, как есть, и он звучит ярко даже без модернизации. Если спектакль в Москве за счет модернизации был актуализирован в сторону современной ситуации, в сторону противостояния с политической властью, то у Додина не об этом. У него о том же, что и у Ибсена, о противостоянии с подавляющим большинством, и о цене этого противостояния. То, что власть вместе с подавляющим большинством, это важная деталь, но для власти это естественно. Она всегда с подавляющим большинством, потому что именно им она и манипулирует, и через него она получает свою легитимизацию. Но Ибсен не столько про власть, а про то, что большинство никогда не может быть правым. Ибсен говорит про противостояние большинства и достойных, про право на меритократию, про аристократию мысли и совести достойных. А Додин усиливает цену этого противостояния в виде одиночества меньшинства.

3.
При этом режиссура спектакля выглядит довольно архаичной. Есть фигура доктора Штокмана в исполнении Курышева, есть его знаменитые монологи, и почти больше ничего. Остальные персонажи скорее присутствуют на сцене, или играют схемы-шаржи. Брат доктора, и он же мэр города сделан однозначным злодеем, остальные моральными соглашателями, а женщины обозначены как верные женщины в свите праведника. Спектакль посвящается Станиславскому и, видимо, отсылает к его знаменитому исполнению роли Штокмана. Но театрально это все смотрится скучновато и назидательно. При всех словах о верности традиции психологического театра у Додина это не оправдывает театр усталый, архаичный, со слабой игрой и не активной режиссурой. Я не очень большой поклонник Курышева. На мой вкус, его монотонность часто не попадает в роль. Здесь в целом он был уместен, и его монологи было единственное интересное в спектакле, но это на фоне отсутствия всего остального. И от него, и от всего спектакля веет отсутствием энергии и усталостью.

4.
Московский «Враг народа» в театре им. Маяковского увлекся социально-политической ангажированностью и театрально был также скучноват, и по игре, и по режиссуре. Но в нем Никита Кобелев постарался сделать гораздо больше, чтобы придать энергичность действию, создать сценографию, дать жизнь всем персонажам, и показать их не настолько плоско однозначными. И мэр Косталевский после просмотра додинского спектакля выглядит удачной ролью.

5.
Сопоставление московского и петербургского спектакля в современном социальном контексте выглядит интересно. Москва против власти, но не против большинства, она надеется пробиться к народу, и найти поддержку. Что и происходит в конце после смерти героя-доктора. Его дочь довела до широкой общественности суть событий, и после смерти доктор обрел поддержку. Петербург власть меньше интересует, власть это частности. Петербург интеллектуально и морально против большинства. Всегда. Петербург за моральную и интеллектуальную аристократию.
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments