Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Антиномия Кассандры

*
"ВРАГ НАРОДА", Л.Додин, МДТ, Санкт-Петербург, 2013г. (9)

На московских гастролях спектакль оказался в самом правильном месте – на сцене театра им.Маяковского,
где, во-первых, тоже идет эта пьеса Ибсена - и трудно вспомнить две настолько противоположных, даже перпендикулярных, постановки одного и того же произведения;
и где, во-вторых, поставлена социальная антиномия Брехта о «Пунтиле и Матти» ( http://lev-semerkin.livejournal.com/497954.html ) - предельный интеллектуализм и пессимизм сближает эти спектакли, хотя их авторы (Брехт и Карбаускис, Ибсен и Додин) смотрят на общество с противоположных сторон (первая пара - друзья народа, вторая пара - враги народа).

Версия Додина – краткая, рафинированная, очищенная от подробностей, сжатая до идеи, почти до моноспектакля, монолога в условной декорации Боровского - во всем перпендикулярна версии Денисовой-Кобелева ( http://lev-semerkin.livejournal.com/529157.html ) – плакатной, оппозиционной политической риторике о борьбе хороших парней (экологов) с плохими парнями (властями), прописанной в дне сегодняшнем с видеоэкранами, микрофонами, блогами и скайпом, нагруженной аллюзиями и зонгами.
А главное, углубленная рефлексивность Додина перпендикулярна арефлексивной агитации (пресловутое «вы не рефлескируйте, вы распространяйте»), рассчитанной на лайк в фейсбуке.
В МДТ вместо экологии философия, вместо оппозиции власти оппозиция обществу как таковому (оппозиции от Додина достается ровно столько, сколько и власти). Вместо «врага народа» в кавычках (ну мы то знаем, что на самом деле он ЗА народ), враг народа в самом прямом смысле, сам к этой позиции пришедший и открыто ее объявивший.

Декорация – павильон (столовая доктора Стокмана) за занавеской. Павильон задает образ домашнего уюта и достатка (исходное состояние семьи Стокманов, начальные условия задачи), но три стены в этом доме застекленные, как у веранды, а четвертая стена и вовсе условная, та самая театральная занавеска.
Задернутая занавеска (первая сцена сыграна за занавеской, зрители только слышат голос главного героя) сразу напомнила позднесоветский анекдот «окна занавесить, вагон трясти». Иллюзорное благополучие «курорта», целебные источники которого давно отравлены. Можно понимать в медицинском смысле, а можно обобщить на философский, переносный смысл.
За эту занавеску можно заглянуть, но не каждый имеет смелость раскрыть обман, который всех устраивает.
Доктор Стокман сначала заглядывает за занавеску (в зрительный зал), а потом и вовсе выходит из комнаты через четвертую стену, выходит на авансцену и обращает свои размышления зрителям. Его текст это «апарт» - реплика в сторону, развернутая в целый спектакль. Его роль в истории курорта это роль Кассандры в истории Трои. Кассандру не сыграешь в психологическом, бытовом ключе, здесь нужна запредельная истовость. Курышев тянет весь спектакль на себе, на жилах, на связках и делает это очень сильно. Честно говоря, не ожидал увидеть такого Курышева после вафлеобразных «штанов» - дяди Вани и Штрума (с Штрумом здесь есть перекличка, но не прямое сходство, а скорее альтернативный вариант поведения ученого в сходных предлагаемых обстоятельствах, см. http://lev-semerkin.livejournal.com/180335.html ).
Да, и здесь в лице и фигуре актера заметна потертость.
Но голос молодой, энергичный, уверенный и четкий, каждое слово осмыслено и внятно произнесено.
Но мимика яркая, напряженная и взгляд живой – азарт рождения мысли, горечь, но также и улыбка адресованная самому себе.
Главное в этом персонаже интеллектуальное мужество додумывать мысли до конца, не останавливаться на первом выводе – дальше, дальше, дальше!
Приключения идей это также интересно в театре как и приключения людей.

Остальные действующие лица составляют театральный хор. За столом жена, дочь и три оппозиционера (редактор народной газеты, хозяин типографии из союза домовладельцев и тесть, обиженный на нынешнюю власть представитель прежней власти). Начальная расстановка фигур на шахматной доске - белые фигуры противостоят черной фигуре, мэру города (Власов). Он в черном пальто и котелке – дресс-код, униформа. Он не снимает свой котелок даже когда входит в комнату и садится за стол – что сразу подчеркивает условность персонажа. Но его чернота это не инфернальность, это магриттовский человек, один из народа, «друг народа», антипод доктора Стокмана. К тому же по ходу игры белые фигуры тоже оказываются черными, «магриттовцами» в таких же черных котелках (особенно выразителен Завьялов, крестьянин втиснутый в униформу).
В последних сценах хор покидает комнату и оказывается за декорацией, в то время как главный герой остается в своей зоне – на авансцене, перед декорацией. Ну а потом на доске остается только одна фигура.

Кассандра предсказала, ее не послушали. А дальше?
Эта Кассандра, начавшая со спасения Трои, приходит к необходимости Трою уничтожить. «Общество заражено, его нужно уничтожить» – так Стокман заканчивает свою речь на собрании (вспомним Шигалева в «Бесах» тоже прошедшего путь мысли до самого конца).
Вполне естественно, что общество, хотя бы из инстинкта самосохранения, будет сопротивляться врагу и вот полетели камни в окна уютного дома главврача, пол павильона засыпан битым стеклом.
Но и это еще далеко не конец. Доктор Стокман проходит путь дальше, ступень за ступенью пока не упирается в интеллектуальный тупик, в антиномию чистого разума. «Общественник» Стокман шаг за шагом приходит к абсолютизации личной свободы («свобода это и есть нравственность»), а потом и к абсолютному одиночеству.

Проблема человеческого общества (обще-жития) не имеет решения на рациональном научном уровне, не помогут никакие ухищрения, никакие процедуры – гуманизм, демократия, выборы, оппозиция, «свободно ли печать дурачит олухов» и тому подобные слова, слова, слова…

=======

Продолжение темы - http://lev-semerkin.livejournal.com/553553.html
Tags: Додин, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…