Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Носороги азиатские, африканские, розовские, поповские…

«НОСОРОГ», И.Поповски, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, Москва, 2006г. (2)

По сравнению с «Носорогами» Марка Розовского спектакль Ивана Поповски на одну букву короче и на один час длиннее.
Увы, «поповский» спектакль получился еще хуже «розовского».

У Розовского была идея, пусть и прямолинейная. Он ставил про фашизм, то есть про «фашЫзм», как пишут в ЖЖ, то есть про свои фобии. ФашЫстов он видит не в себе и не своих зрителях, конечно, а вокруг, они атакуют со всех сторон маленькую хлипкую коробочку его театра. Было замечательное наблюдение в рецензии на его давний спектакль «Фокусник из Люблина» - как в зале сильно пахнет едой из кавказской харчевни, арендующей часть здания у Никитских ворот. Фобия Розовского это разновидность ксенофобии. И в «Носорогах» тоже громкая «восточная» музыка и все «носороги» в финале выходят в разнообразных форменных головных уборах – фуражках, кокошниках и арафатках.

Поповски поставил «ни о чем», поставил пьесу буквально - «сцена за сценой». В первом действии актеры еще чуть своих прибамбасов добавили - этюд с кошечкой, этюд в офисе, больше всего мне шарж Казакова понравился. А во втором действии – тягомотина диалогов, и в финале тягомотина монолога. Актер Пирогов, игравший Беранже, уже начал жалость вызывать – полтора часа не уходит со сцены, говорит гору текста – и всё мимо, розовец Голубцов выглядел убедительнее.

Обоих носорогов сгубил натурализм (розовский носорог ползал на карачках, поповский - высыпал в корыто землю из цветочных горшков, потом чучело носорога выкатили на сцену).
Тот же Розовский мог бы сделать из «Носорогов» мюзикл (здесь это было бы уместнее, чем в «Обломове» или «Преступлении и наказании»). Оносороживание можно музыкой изобразить или танцем (танцевать, а не нарезать круги вокруг декорации). Но фантазия у обоих режиссеров так и не проснулась, а без нее - какая разница азиатский носорог или африканский, поповский или розовский.

А ведь у Поповски был один интересный образ – в самом начале. Музыкальный автомат крутит пластинки, а в паузах, когда кто-нибудь нажимает на кнопку и автомат меняет пластинку – раздается механический носорожий скрежет. Носороги проникают в мир именно в паузах между двумя песенками, в моменты тишины. Есть люди, которые постоянно слушают радио – дома не выключают, даже когда по лесу гуляют обязательно берут с собой транзистор – они боятся тишины (мало ли что в этот момент в голову начнет лезть).
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments