Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Констанция

*
"АУДИЕНЦИЯ", С.Долдри, Gielgud Theatre, Англия, 2013г. (9)

Посмотрел в пятницу в кинотеатре «35 мм» в программе National theatre live. Прошлым летом смотрел в той же программе две версии «Франкенштейна». Тогда шло в большом зале, заполненном под завязку, теперь тоже под завязку, но в малом зале. Ехал в кинотеатр и вспоминал книгу Г.Александрова, «Монархия и социализм», а еще вспоминал, кого я знаю из британских премьер-министров – двоих, Черчилля и Тэтчер (их образ вышел за пределы страны и за пределы политики). Фамилии Вильсона и Хита знакомы по песне Битлз "Taxman", но в ней показано их тождество, а не индивидуальные черты.

Идея постановки – аудиенции, которые королева Елизавета Вторая дает своим премьер-министрам, а их на ее долгом веку было уже 12 (она называет эту дюжину «чертовой», но ведь список еще не закончен).
Автор пьесы Питер Морган открыл золотую жилу и продолжает ее разрабатывать. Он пишет о политиках (реальных политиках, живущих здесь и сейчас). Сначала был телефильм «Сделка» (сделку совершали премьер-министры - Тони Блэр и Гордон Браун), затем сценарий знаменитого фильма «Королева». И вот теперь две линии встретились, Елизавета встречается с премьерами. В роли Елизавета та же оскароносная Хелен Миррен.

Любопытно, что и драматург Питер Морган (Моргентау) и актриса Хелен Мирен (Миронова) некоренные англичане. Возможно, что иностранное происхождение дает им некоторую дистанцию, они смотрят на устройство британского общества чуть со стороны и позволяют себе (то, что не принято в серьезном искусстве – выводить действующих политиков). Результат не-пошлый, не пикейно-жилетный, не политическое сведение счетов, не пропаганда, не поверхностное зазывание зрительского интереса, а несколько шагов вглубь. В глубь человеческую (столкновения разных характеров, серия диалогов разных людей с одним человеком в разное время, раскрывает обе стороны ) и в глубь политическую (о природе власти, формальной и неформальной, явной и тайной).
Что на самом деле происходит на аудиенциях авторы спектакля не знают, я думаю, что они приукрашивают действительность, на самом деле все гораздо скучнее (и тоньше, и жестче), но у искусства свои законы, нужно приукрашивать, чтобы было зрелищнее, нагляднее. Спектакль зрелищный, характеры заострены. В Миррен больше драйва, чем в закрытой Елизавете, премьеры подобраны по законам контраста (очень молодой и очень пожилой, аристократ и выходец из низов).
В пьесе нет ни хронологической последовательности, ни полноты, из двенадцати премьеров представлены только восемь, кто-то удостоен двух подробных встреч, а кто-то одной эпизодической. Действие подчинено не исторической, а театральной логике - развернуть характер главной героини и приоткрыть работу государственного механизма.

Драматический этюд в лицах на тему баланса между сменяемостью и несменяемостью власти.

К сожалению, очень не повезло Черчиллю, хронологически первому собеседнику Елизаветы (хотя спектакль начинается с Мейджора).
В пьесе этот образ ключевой, там есть что играть (и образ Черчилля и картинка Англии 1952 года вполне соответствует книге Александрова, Елизавета постигает правила игры и обсуждает отмену карточной системы), но исполнитель сошел с дистанции ненадолго до премьеры, срочный ввод, увы, слишком заметен.
Противоположный полюс – аудиенция с ныне действующим премьером Камероном – получился ярким и самым комедийным (подлинный герой этой аудиенции айфон, средства связи символизируют перемены, два исторических кресла симолизируют постоянство).
Аудиенция с Иденом вышла такой горячо актуальной даже и помимо воли авторов, жизнь помогла пьесе, нынешняя война в Сирии срифмовалась с интервенцией 1956 года в Египет (тогда Англия собиралась освободить египетский народ от "фашистского диктатора Насера").
Самые драматически напряженные сцены – с Тэтчер и Вильсоном. Это политики антиподы (консерватор и лейборист), в диалогах с ними и Елизавета проявляет и наибольший человеческий интерес (к Вильсону симпатию, с Тэтчер соперничество, тем более что они ровесницы) и собственные политические взгляды - левые. Похоже, что автор пьесы «левый» и он вставил собственные взгляды в уста любимой героини.
Tags: Музыка Александрова, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments