Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Где искать новый европейский театр?

Золотая лекция Р.Должанского в ТЦ «На Страстном» воспринималась как приложение к золотой лекции М.Давыдовой. На экране – большие фрагменты нового европейского театра, а в качестве фона – рассказы и байки Должанского – где был, что видел, что слышал.

При этом тема, на мой взгляд, была вполне раскрыта, ответ на заявленный вопрос был дан.

Где искать новый европейский театр?

1. В опере.

Фрагмент «Дидоны и Энея» в постановке Саши Вальц и рассказ о «Борисе Годунове» Чернякова и «Фальстафе» Серебренникова (с забавным анекдотом "в до мажоре не умирают").
Именно в опере радикальные приемы новой режиссуры оказываются уравновешены мощным музыкальным фундаментом.

2. В Берлине – столице нового европейского театра.
2. 1. С одной стороны нам интересен театр из стран Восточной Европы, не наш, но во многом похожий на наш из-за общей истории. Латвия (есть планы привезти знаменитый спектакль Херманиса, составленный из старых вещей), Литва, Польша, Венгрия.
2.2. С другой стороны нам интересен театр из стран Западной Европы – максимально непохожий на наш. Бельгия, Голландия. Другая история, другая театральная традиция, вернее даже отсутствие традиции. Любые попытки завести традицию пресекаются как проявления тоталитаризма. Здесь Должанский не совсем прав. В Голландии был (и наверное есть) опыт заведения театральной традиции – НДТ под руководством Иржи Киллиана составленный из трех трупп по возрастам, такой проект принципиально не может существовать как разовое соединение актеров на один спектакль. Но Киллиан – чех и это можно рассматривать как влияние восточной Европы.
Таким образом Берлин оказывается на пересечении областей 2.1 и 2.2. Фрагменты «Войцека» Остермайера и «Бури» Марталлера – примеры спектаклей большого новоевропейского стиля.

3. В неожиданных местах.
Например в Харькове – именно в безнадежном театральном захолустье актеры могут от полной безысходности согласится на всё. Запись «Ромео и Джульетты» Жолдака была показана на закуску.

А. В эстетском театре.
«Эмилия Галотти», которую привозили недавно, и фрагменты спектаклей, показанные на лекции, действительно поражают воображение совершенством формы. Главное в них - очень красивая, масштабная картинка.

Б. В экстремистском театре.
Лучшей иллюстрацией «экстремума» были те же фрагменты из «Ромео и Джульетты» Жолдака – спектакль уже не столько экспериментальный, сколько экскрементальный. Множество обнаженных актеров – это уже не очень ново, недостаточно радикально, но в спектакле по полной программе использованы два унитаза – «м» и «ж», видимо они олицетворяли Ромео и Джульетту, мужское и женское начало. А кроме того, унитаз Жолдака это наследник писсуара-фонтана Дюшана - иконы европейского авангарда. Новый европейский театр - наследник старого европейского авангарда (и "театра жестокости" Арто в том числе).
Спектакль был сделан по заказу берлинского фестиваля, берлинская публика перекормленная театром, как наркоман подсевший на «новое», приняла экскременты Жолдака на ура. Московская публика осталась равнодушна – когда начали показывать фрагмент, публика стала расходиться, остался Житинкин (он буквально приклеился к экрану) и с ним несколько энтузиасток.
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments