Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Твои современники - Сталин и Хрущев

*
После обсуждения фильмов Райзмана с блогоприятелем jeanix ( http://jeanix.livejournal.com/127169.html?thread=1807809&#t1807809 ) захотелось пересмотреть

"ТВОЙ СОВРЕМЕННИК", Ю.Райзман, СССР, 1967г. (6)

По прежним впечатлениям этот фильм и "Частная жизнь" лучшие у Райзмана.
"Твоего современника" первый раз смотрел еще в советские времена (или в ранние перестроечные?) в Иллюзионе (или уже в Музее кино на Краснопресненской?) и был тогда вокруг этого фильма ореол полузапретности или по крайней мере полузамалчивания. По телевизору его не показывали, в обойме не упоминали. Что-то с ним было не то. Но именно полу-. Он не попадал в обойму "правильного кино" (которое часто повторяли по телевизору), но и в обойму неправильного кино (а значит "культового") этот фильм тоже не попадал.

А первое впечатление было неожиданно сильным, положительным.

Прежде всего от дуэта исполнителей главных ролей, два матерых человечища и при этом абсолютно контрастных - классическая пара "социальный герой" и "характерный герой", Несчастливцев (Губанов-Владимиров) и Счастливцев (Ниточкин-Плотников), трагик и комик. Вот только в сравнении с персонажами классической пьесы Островского оба полюса снижены - вместо трагедии драма, да и комик утепленный, полностью положительный. Эти два героя ведут главную (производственную) тему фильма. Речь идет о производстве условного "каэтана" (при желании можно увидеть в каэтане метафору - самую глобальную советскую метафору тех лет, каэтан=коммунизм и коллизия разворота в производстве каэтана отражает такую же коллизию в построении коммунизма - сменить хрущевскую программу на более прогрессивную - "каэтан из нефти" или продолжать строить этот "каэтан из угля").

Второе, что запомнил - редкая для нашего кино социальность (даже социальная жесткость) в побочном, параллельном по отношению к главной теме сюжете. Сын главного героя совсем молодой парень оказывается на социальном дне, там где с трудом сводят бюджет, там где считают каждый рубль до зарплаты/стипендии (о деньгах в советском кино упоминали стыдливо в полном соответствии с той ролью, которую деньги играли при социализме, а роль эта была двусмысленная). Да и само сочетание двух социальных страт в одном фильме было жестким и бросалось в глаза - кабинеты в Совете Министров СССР, фойе, аппартаменты и рестораны в лучших столичных отелях, а на другом полюсе - коммуналки, общаги и как апофеоз, хозяка дна - старуха-процентщица (Панкова).

Фильм был сделан в одно время с "Журналистом" Герасимова. Они составляет отличную пару для сравнения. Два киногенерала (к тому времени уже народные артисты СССР и лауреаты многочисленных премий) высказались о нашем советском "здесь и сейчас" максимально широким и острым образом (и при этом официальным, газетным образом - две киноиллюстрации к статьям газеты "Правда"). Важно и то, что у обоих режиссеров своим-иным к советскому "здесь и сейчас" принято заграничное, западное "здесь и сейчас" (советское, уступив западному форму, выигрывает содержательное соревнование).
Кстати, для меня они оба в списке "нелюбимых советских режиссеров" - http://lev-semerkin.livejournal.com/46101.html, Герасимов в самом ядре списка, а Райзман на периферии.
На мой взгляд, очное соревнование 1967 года Райзман выиграл вчистую.

Первая серия "Твоего современника" и сейчас по второму разу произвела очень хорошее впечатление. Широкоэкранная романная манера повествования, крупные актерские работы, харизматичный Владимиров, роскошнейший вкуснейший Плотников, свежие лица молодых актеров (Борзунов и Надеждина), острохарактерные эпизоды (звезды театральной Москвы - Максакова, Кацынский, Панкова, Георгиевская).
Картинка черно-белая под Антониони (под западноевропейское кино начала 60-х, до перехода ведущих мастеров в цветное кино) и Москва 60-х на такой картинке смотрится очень эффектно и естественно, как европейский город. Приметы времени - аэропорты, стеклянные стены новой архитектуры, современные танцы.
Две сюжетных линий чередуются в монтаже, визуально и содержательно контрастируют, но почти не пересекаются в одном кадре, развиваются сами-по-себе.

Во второй серии верхи и низы пересеклись и вот тут пошла фальшь (в сценах встречах Губанова с сыном и женой чужие, газетные слова режут слух).
Источник фальши в центральной фигуре, "твой современник" Губанов даже произносит такой текст - "иногда самому стыдно говорить эти слова", это и к актеру Владимирову относится в полной мере. Во время принципиального разговора с сыном (при этом сын читает ему стихи Элюара, да еще прибавляет, что тот коммунист) Владимиров чувствует себя не в своей тарелке и вот тут в его облике, осанке, манере говорить ненароком проступают знакомые черты ... Сталина. В следующем эпизоде - совещание в Совете министров сходство со Сталиным еще усиливается, только трубки в руке не хватает. Эта ассоциация уводит куда-то совсем в сторону, ведь сценарист и режиссер явно задумывали Губанова в качестве рупора антисталинских идей (пережиток сталинизма - бывшая жена Губанова), но эти прогрессивные слова руководителя нового типа не сочетаются с крутым характером и жестким обликом руководителя-харизматика все того же старого типа. В конце концов пара Владимиров-Плотников начинает напоминать пару Сталин-Хрущев, попавших в Москву середины 60-х.
Tags: кино
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…