Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Символическое отношение к лошадям

.
Выбирал какой-нибудь нуар в пару к «Асфальтовым джунглям» Хьюстона (см. http://lev-semerkin.livejournal.com/545679.html), остановился на «Убийстве» Кубрика, и оказалось, это был снайперский выбор. Второй фильм представляет собой тщательно выстроенную реплику к первому. Что-то повторяется, что-то отражается зеркально. От исполнителя главной роли до лошадиной темы.

"УБИЙСТВО", С.Кубрик, США, 1956г. (9)

Кино авторское, киноманское, головное (шахматная комбинация). Демонстрация молодого, индивидуального, свободного стиля и игра с коллективным стилем американских нуаровских картин. А также разрыв киношаблонов линейного повествования и выход за границы киностудии (впечатляет подлинная, настоящая толпа на ипподроме, не массовка).

Исполнитель главной роли Стерлинг Хайден повышен в статусе – из рядового бойца произведен в главари банды, в мозговой центр. Там он был «человек от сохи», здесь – просто человек (тема, развита потом в «Барри Линдоне» и актерская манера сходная, сдержанная, лицом не хлопочет).

А лошадиная тема вывернута наизнанку, «Асфальтовые джунгли» мир автомобилей, лошади были вне, как антипод и только в последних кадрах.
А здесь с них начинается (действие происходит на ипподроме), лошадей взяли в оборот - четверка лошадей тянет железные стартовые ворота, как похоронные дроги, скаковых лошадей заводят в железные стойла. «Скачки за приз 100 тысяч долларов» постоянно повторяет диктор – генеральная метафора, только у героев фильма ставки больше, они гоняются за призом в два миллиона.

В результате денег оказывается слишком много. Случайность спасает главного героя и отдает весь куш ему одному, но тут же подворачивается другая случайность – оскорбительно мелкая, карликовый пудель. Случайность, как форма проявления необходимости – много денег, слишком большой чемодан, приходится сдать его в багаж. Судьба.

Несколькими часами ранее та же судьба подбросила подкову под колесо автомобиля. Сценарий ограбления споткнулся, но устоял, и все для того, чтобы обрушиться в самый последний момент и самым визуально эффектным и максимально публичным образом.
Кстати, в ниггере-полицейском на стоянке можно увидеть зеркальную параллель к водителю такси–немцу в «Асфальтовых джунглях». Преступник легко входит в контакт с незнакомым человеком. Контакт неформальный, «человеческий», но слишком человеческий.

Фильм Кубрика это еще и промежуточное звено между классическим нуаром Хьюстона и пост-модерном Тарантино. «Асфальтовые джунгли», «Убийство», «Бешеные псы» - своего рода трилогия, тема и две вариации, модернистская и пост-модернистская. Вместо «Псов» можно и «Криминальное чтиво» подставить – доведенный до совершенства принцип нелинейной сюжетной косички, сюжет сплетен в неправильном хронологическом порядке из нескольких частных историй. Частные сюжетные линии у Кубрика проведены бегло, с гениальной недоговоренностью, единственная линия, которая разжевана подробно (плюгавенький кассир и его красавица жена), сыграна с нажимом и выпадает, выдает начинающего автора.

Стерлинг Хайден – матерый человечище. Смотрел на него в «Асфальтовых джунглях» и вспоминал Шукшина, а потом почитал его биографию – так он оказывается еще и коммунистом был, пусть недолго и коммунист в Америке совсем не то, что в СССР, но все-таки это совпадение о чем то говорит. А еще была Вторая мировая война, служба в разведке, поставки оружия югославским партизанам и этой линии он потом всю жизнь держался – до поездки на похороны Тито.

Еще один матерый человечище в фильме – русский Морис Обухов – персонаж второго плана, но очень колоритный, участник самой динамичной сцены фильма – драки в баре.
С него начинается русская тема в фильмах Кубрика (и заканчивается Шостаковичем в «Широко закрытых глазах»). Непрофессиональный актер, профессиональный борец Коля Квариани (судя по фамилии – «русский» грузинских кровей, родился в Кутаиси в 1906 году, в 1924 году в команде Ивана Поддубного поехал на гастроли в США и остался там). Увлекался шахматами, как и Кубрик, познакомились они в нью-йоркском шахматном клубе "The Flea House", там и проходили сьемки сцены найма. А в 1980-м году на пороге этого же клуба Квариани подрался с пятью черными парнями и скончался от полученных в драке травм.
На фото с обложки американского шахматного журнала Квариани, Кубрик и Хайден:

Tags: кино
Subscribe

  • «Бессмертный полк» онлайн

    . Зарегистрировался в онлайн-шествии «Бессмертного полка» (через сеть ВКОНТАКТЕ, заявки принимают до 12-00 9 мая). Фотографий военного времени…

  • Государство и революция

    . Контрапунктом в тему «Губернатора» Андрея Могучего вспомнил один текст, который недавно видел в фейсбуке. В спектакле (и в рассказе Леонида…

  • Перезапуск

    * "28 ПАНФИЛОВЦЕВ", А.Шальопа, К.Дружинин, Россия, 2016г. (10) Декабрь 2016 года для России черный, несколько несчастий и по отдельности очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments