Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Трансцендентальное сияние чистого разума

.
"КАЛЬКВЕРК", К.Люпа, СТАРЫЙ ТЕАТР, Краков, 1988?1992г. (9)

Мой шестой Люпа (после «Канта» , «Чайки», «Заратустры», «Мэрилин» и «Симоны»).
С годом выпуска разночтения, в заключительных титрах – «польское телевидение 1988 год», а в статьях и на рутрекере указан 1992 год. Возможно, в титрах опечатка и телевизионная версия сделана в 1998 году. В любом случае, это самый ранний Люпа, которого я видел («Кант» поставлен в 1996 году, остальные уже в нынешнем веке) .

Польский язык очень хорошо идет под субтитры (если спектакль немногословен), текст вопринимается естественным способом, то есть ушами (голоса, интонации) и совсем немного глазами.

С «Калькверка» начинается серия бернхардовских постановок Люпы. Режиссер нашел своего автора. Чернушный максимализм экспрессионизм Томаса Бернхарда идеально подходит Люпе (и трансцендентальному польскому театру). Только пограничными состояниями и следует заниматься (пограничными состояниями персонажей и пограничными состояниями актеров). Только крайние мысли исследовать. Только неразрешимые вопросы ставить. Обнаружив предел, заглядывать за.

Ситуация очень знакомая по кубриковскому «Сиянию». Там некий писатель уединялся с семьей в отеле, закрытом на зиму, чтобы написать роман. Конрад покупает усадьбу Калькверк, чтобы написать труд своей жизни, монографию (по-польски «штудию»). Монография не будет написана, она не будет даже начата. Конрад впадает в ступор перед чистым листом бумаги. Это история поражения разума. Происходит обрушение человека под тяжестью собственного мозга. Человек разумный обваливается внутрь себя (как Отелло Некрошюса или рогоносец Брюно у Фоменко).

Спектакль на удивление лаконичен и сдержан (вот «Заратустра» был избыточен). Он находится в самых простых отношениях с исходным материалом (романом Бернхарда), прямая инсценировка, нет ни игры с тестом, ни внедрения посторонних текстов. Самоограничение.
Спокойная сосредоточенная интонация задана первыми же словами «от автора», «от театра» - их произносят актеры, исполнители эпизодических ролей. Границы между актерами и персонажами не спрятаны, а обнажены. Это театр. Только пара главных героев (Конрад и его жена) находятся целиком внутри спектакля, остальные ходят по границам, играют по несколько ролей. Сценография, пространственное решение иллюстрирует это. К сожалению, общего плана сцены на телевизионной сьемке нет, можно только догадываться, увидев белую линию на полу, что это фрагмент контура (излюбленный прием режиссера). Полностью этот контур можно увидеть на фотографии к статье в ПТЖ http://ptj.spb.ru/archive/34/festivals-34/teatr-labirint/ (спектакль гастролировал на фестивале балтийский дом в 2003 году) . Концепция представлена графически (геометрически) и очень наглядно – прозрачный куб, лабораторная установка, в нее помещены актеры и декорации:
Tags: Люпа, Польша, театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments