Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Итоги театрального сезона 2012-2013.

.
Сезон закончен (ну или почти закончен) пора итоги подводить (премьеры, гастроли, опера, драма, актеры, режиссеры), но в этот раз начну с двух тенденций сезона (одна положительная и одна отрицательная), потому что есть хороший повод. Прочитал сегодня (по ссылкам из ЖЖ и фейсбука, спасибо блогоприятелям) два интервью руководителей двух лучших московских театров последних лет – Урина и Туминаса.

Тенденция-1. Кадры решают всё.

Владимир Урин находится в Лондоне пока еще в прежнем качестве (МАМТ привез «Копеллию») и дал интервью БиБиСи о новом назначении (директором Большого театра).
Вот этот его ответ мне очень понравился (ключевую фразу выделил заглавными буквами):

Би-би-си: Художественная политика Большого театра… Вы будете оказывать на неё воздействие?

В. У.: Должен вам сказать, что я не буду оказывать на неё воздействие, Я БУДУ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯТЬ. Я генеральный директор, человек, который определяет эту политику. Другой разговор, что я, конечно, буду её делать с теми, кто будет осуществлять эту творческую политику, то есть я буду её делать с главным режиссёром театра, с художественным руководителем оперы, с художественным руководителем балета.

( http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/07/130712_urin_bolshoy_interview.shtml )

По-моему это самая верная, самая здоровая модель управления государственным театром в России – кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Под театром я в данном случае понимаю не конкретный театр, а весь театр, все государственные театры. Государство управляет театром, определяет художественную политику совместно с теми, кто ее будет осуществлять (с художественными руководителями театров), точно также как Большой театр (состоящий из оперы и балета) управляется директором, который определяет политику совместно с руководителями оперы и балета.

Последние лет 25, после краха советской системы управления, государство почти полностью устранилось от управления театром ( о том, чтобы определять художественную политику даже и не заикалось). Государство платило деньги (не очень большие) и не считало возможным спрашивать результат (или не понимало, как это делать), пустило всё на самотек, театры сами как-то определяли свою политику в основном по принципу «под лежачий камень вода не течет». На самом деле подобный консерватизм это даже хорошо, он спасает театр в период безвременья и смуты, но все имеет свою оборотную сторону и свой предел - худруки старели (см. ЖЖ-сериал про консервативный театр http://lev-semerkin.livejournal.com/219211.html ), художественные направления размывались, температура усреднялась (все больше театров становились ни холодны, ни горячи, а теплы).

И вот в последние годы стала заметна новая тенденция (в сезоне 2012-2013 проявилась очень сильно) - государство вернулось в культурную политику, пока только в кадровую, но это уже что-то.
Собственно, само назначение Урина это лучший пример такого возвращения.
Можно вспомнить и другие назначения последнего времени - Карбаускиса, Могучего в самые прославленные академические театры (а также Серебренникова, Меньшикова, Юхананова и Клима в неакадемические).
И первые результаты уже появились. Результаты разные, в театре им.Маяковского положительные, в театре им.Ермоловой отрицательные, про остальных не знаю. Стопроцентного попадания в яблочко не бывает, но дело стронулось с мертвой точки. Уже есть что обсуждать.

=====

И еще несколько слов эмоций по поводу интервью Урина – ужаснуло, насколько же БиБиСи оказалось "не в теме". Скандальные очипятки («Капелия», Герцмава) – видно, что они не курсе ни московской культурной жизни, ни лондонской (и Герзмава и «Коппелия» в июльской лондонской театральной афише).
Tags: К.С., Карбаускис, Могучий, Туминас, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments