Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Отклик на «Карты 1:Пики». Часть 2

.
Начало – http://lev-semerkin.livejournal.com/533524.html

Квебек и Лас-Вегас, индеец и ковбой, библия и колода карт.

Лас-Вéгас (англ. и исп. Las Vegas) — город на западе США, в штате Невада … расположен в центральной части пустыни Мохаве.
Судьба Лас-Вегаса была круто изменена 19 мая 1931 года — в этот день на территории штата Невада были разрешены азартные игры.

из Википедии.

Город в пустыне, на западе Запада, это ведь брехтовский город Махагони (премьера “Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny“Брехта и Вайля состоялась 9 марта 1930, искусство опередило жизнь).

Лас-Вегас – город-храм, храм золотого тельца, храм желтого дьявола, подлинная столица Запада (священный город, как Кум для шиитов).
Город-мираж. Город вечной молодости и вечной жизни (трупы незаметно выносят через черный ход). Там вечно живой Элвис не только поет, но и брачующихся браком сочетает, в этом храме он священник.
Город находится в оппозиции пустыне, в городе правит ковбой-фокусник (живущий в несуществующем номере на несуществующем этаже отеля), в пустыне - индеец-шаман.

Также оппозицией Лас-Вегасу (городу на границе испанского и английского) является Квебек (город на границе французского и английского). Квебек – город Лепажа, там он родился, учился и работает. Но ведь и Лас-Вегас – город Лепажа, там он добился самого шумного успеха с Цирком Дю Солей. Попал в Лас-Вегас и сумел не только выбраться оттуда живым, но и выйти победителем.
Родилась в Квебеке и еще одна звезда Лас-Вегаса – Селин Дион (Лепаж и ее включает в игру, но не совсем понятно в каком качестве, предполагаю, что в качестве собственного антипода).

Герои спектакля «Пики» каждый своим путём попадают в Лас-Вегас, но заканчивается это трагически. Среди них есть яйцеголовый профессор как раз из Квебека. Он приезжает туда с невестой, что-то вроде медового месяца. Она ждет ребенка, но в финале теряет его (современный брак, освященный Элвисом и Селин Дион, не предполагает детей).

Кто-то едет в Лас-Вегас за развлечениями, а нелегальные иммигранты из Мексики ищут там работу. Лепаж показывает Лас-Вегас и с изнаночной стороны, со стороны обслуги. Обслуга должна следить, чтобы пульт от телевизора был всегда исправен (этим крохотным эпизодом телевидение включается в общую игру), а также быстро избавляться от трупов.

А еще рядом с городом в пустыне расположена военная база, где солдаты международной (западной) коалиции - датчанин и испанец - готовятся к войне с Ираком. Это самая политизированная нить сюжета. Самая актуальная и … быстрее всего теряющая актуальность. Политическая картинка устарела быстрее всего, на экране Буш, а в реальности уже давно Обама. Лепаж поверил в образ новых крестоносцев, в войну Запада с исламом (только у новых крестоносцев в солдатских ранцах вместо библии колода карт, «креста» на этих крестоносцах нет ). Однако тут политическая жизнь быстро обогнала искусство и вот уже Запад при Обаме играет совсем в другие игры, вместе с радикальными исламистами сносит (демократизирует) один светский режим на Востоке за другим.
В спектакле Европа (солдат датчанин – наследник крестоносцев) сталкивается с исламом прямо в Лас-Вегасе, прямо в постели отеля – он занимается «ролевой игрой» с проституткой из Марокко. И терпит поражение в игре.

Колода карт – священная книга в храме желтого дьявола. Игра – главный ритуал. Дьявол играет с людьми. Он и правила устанавливает – в Лас-Вегасе, как в городе Махагони, разрешено все (либеральный рай, телемское аббатство), запрещено только одно – не иметь денег (это преступление карается смертью).
Впрочем, оппозиция «библия - колода карт» не такая уж однозначная. Проповедник Элвис рассказывает, как библия «проникает» и в колоду карт. На первый взгляд выглядит издевкой - ничего святого, все подчинено игре. Но ведь еще неизвестно, кто кого использует, то ли игральные карты используют для проповеди, то ли библейскую символику используют в игре. Кто тут оказывается сильнее, еще неизвестно. Лепаж ведь тоже играет (использует приемы театральной игры и включает Лас-Вегас в свою игру, как одну из карт своей колоды).

Самый возрастной герой спектакля – телепродюсер-игроман (профессия имеет значение) тоже терпит поражение в игре с желтым дьяволом. У него по жизни самый долгий роман с Лас-Вегасом (играл, завязал, но коготок увяз, теперь никак не может расплатиться с долгами). В конце концов он возвращается к игровому столу и даже срывает куш (судьба наказывает его исполнением желаний). Но опустошения после выигрыша он не выдерживает (см. фильм «Калифорнийский покер») и уходит умирать в пустыню.
Круглая, плоская, вращающаяся сцена-арена – образ бесконечной пустыни. Человек идет, бежит по бесконечной окружности (как шарик по круглому столу рулетки), потом падает. Голый в пустыне, Бедный Том в пустом мироздании – эмоциональная и смысловая кульминация спектакля. Встреча с индейцем в пустыне напомнила, что он уже давно мертвец (см. фильм «Мертвец»).
Tags: Лепаж, ЧехФест, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments