Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

В зрачке

*
"ПРОЦЕСС", А.Кригенбург, КАММЕРШПИЛЕ, Мюнхен, 2008г. (8)

Процесс погружения в себя. Взгляд в собственный зрачок. В точку. Действие развивается центростремительно. Но, к сожалению, не стремительно, а совсем наоборот – замедленно и временами буксует.

Начинается на авансцене перед опущенным занавесом с диалога со зрителями. Невинная просьба (посторожите мою сумку) как катализатор или спусковой крючок запускает психологическую реакцию. Поначалу внимание направлено вовне, на социальную систему. Маленький элементарный пример социальной самоорганизации проявляет оборотную сторону. Один построжит сумку, второй посторожит сторожа. За несколько минут, в несколько реплик выстраивается социальная антиутопия всеобщей слежки и доносительства. Занавес поднимается и открывает декорацию – огромный глаз смотрит в зал, как метафора тотальной слежки. От слежения пассивного (граждане сами друг за другом следят, системе остается только регистрировать и реагировать) переходим к слежению активному (спектакль уже пять лет идет, но очень актуально прозвучал именно сейчас во время скандала с разоблачениями Сноудена). Но эта социальная и политическая актуальность только пролог к спектаклю. Он начинается с Оруэлла и Большого Брата 1984 года, а заканчивается Достоевским и подпольем маленького человека.

В романе чей-то донос на Йозефа К. только запускает процесс (донос, только предполагаемый самим Йозефом К., вполне возможно существующий только в его воспаленном воображении). Далее процесс идет сам-по-себе подчиняясь собственной логике, которую жертва процесса постичь не может.
Тема пассивной слежки сразу уходит из спектакля, многочисленные персонажи и сами ни за кем не следят, и ни на кого не доносят, и не являются жертвами чьих-то доносов. Совсем наоборот, они проявляют солидарность, помогают друг другу (история процесса это история попыток окружающих помочь жертве, попытки безуспешны потому, что проблема Йозефа К. в нём самом, он сам себя преследует). Да и сам Йозеф К. «входит в положение» тех же агентов. И агенты пытаются установить с ним неформальные отношения. Социальная реальность, изображенная Кафкой, совершенно не похожа на антиутопию всеобщего доносительства.

Вслед за темой пассивной слежки уходит из спектакля и тема активной слежки, глаз Большого Брата постепенно становится глазом самого Йозефа К.
Поначалу (в первом действии спектакля) там, в зрачке большого глаза, отражается обьективная реальность – интерьер комнаты, где живет герой, или офиса, где он работает (кровать, столы и стулья). Постепенно реальность становится все более искаженной, зрачок наклоняется, пропорции искажаются, люди и предметы отбрасывают косые тени, белое веко глаза превращается в стену «Кабинета доктора Калигари». Подвижный, вращающийся одновременно в двух плоскостях, диск–зрачок становится главной сценой, там разыгрывается главный спектакль. Но это происходит во втором действии, до которого надо еще дотерпеть.

Продолжение следует...
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments