Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Владимир (Ильич Ульянов-) Ленский.

*
"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН", С.Херхейм, НИДЕРЛАНДСКАЯ ОПЕРА, 2011г. (4)

А ведь поначалу ничто не предвещало катастрофы…

Спектакль выглядел очень стильно и добротно. Хороший режиссерский театр, не классический, а скорее модерновый, с деконструкцией исходного текста под свою концепцию, но не радикально, не поперек, без эпатажа.

Действие спектакля начинается в той точке, с которой начинается шестая картина оперы (появление Онегина в Петербурге). Случайная встреча Евгения и Татьяны вызывает у них в памяти сцены первого знакомства и пошло-поехало, сцены воспоминаний накладываются, чередуются с реальностью и довольно-таки сложным, нелинейным образом. Ведь это воспоминания не одного героя (Онегина), а двоих, у спектакля два центра – Онегин и Татьяна. Это усложняет игру со временем.
В какой-то момент на сцене оказывается даже две Татьяны – петербургская и деревенская. Петербургский Онегин из настоящего времени пишет своё письмо одновременно с Татьяной из прошлого. И за одним столиком и на одном листе бумаге.
Супружеская постель Татьяны расположена на сцене совсем рядом с ее девичьей постелью. Там Гремин, здесь няня.
Сложная игра со временем потому так захватывает, что в полной мере поддержана и оправдана актерами. Бо Сковхуса и Красимиру Стоянову можно сравнить с бергмановскими актерами - драматически насыщенная игра, сложные многослойные отношения двух взрослых людей. И как хорошо, когда певцы не ждут своей очереди запеть, а играют постоянно, ведут непрерывную линию.
Остальные персонажи линейны и тот, кто поет хорошо (Ленский-Дунаев) и та, которая хорошо выглядит (Ольга-Максимова).

Непременной во всех зарубежных постановках на русскую тему «клюквы» почти нет.
Медведь в доме Лариных вполне сойдет за шутку юмора (шутливая визуальная рифма к великану Сковхусу).
Аляповато разодетый «хор пейзан» ненатурален потому, что не в деревне находится, а в петербургском салоне.
Ну а косоворотки на юных помещиках можно оправдать тем, что режиссуру нужен был максимальных контраст между столичным и деревенским.
По той же причине гости Лариных так набрасываются на праздничный стол – здесь нравы простые в контраст со столичной чопорностью.

И вот совершенно неожиданно так интересно развивавшийся модерн обрывается на полуслове (в момент вызова на дуэль) и начинается пост-модерн, угар и треш.

Словно что-то переклинило в голове у режиссера, может быть из-за сходства имен Владимир Ленский – Владимир Ленин, но от обиды Ленского на Онегина в буквальном смысле происходит революция, на сцену выходят красноармейцы в шинелях с портупеями и в буденовках и всех арестовывают.
А в следующей картине Ленский уже оказывается комиссаром (чуть не председателем Совета Народных Комиссаров). Сюжет сьезжает то ли на «Доктора Живаго», то ли на «Хождение по мукам». Дуэль (встреча двух друзей, оказавшихся по разные стороны баррикад) происходит по видимому в застенках ЧК и решена совершенно невнятно (с какой стати арестованному дали наган и устроили эту дуэль с комиссаром?).

Но это были еще цветочки, в следующей картине, в сцене столичного бала наступает апофеоз пост-модерна. Режиссер окончательно сьехал с катушек и вытащил на сцену ВСЁ, что знал о России – физкультурников, красноармейцев, передовиков производства с медалями, попов и монахов с крестами, скульптуру Мухиной «Рабочий и колхозница», а также двух космонавтов в скафандрах, балетного принца и двух лебедей из лебединого озера – белого и черного. Не было только Сталина с Путиным. Полонез поставлен с духе «Болеро» Рычинского, как карнавальный парад.

После чего в седьмой (последней) картине оперы «весь этот карнавал» исчезает почти без следа. Режиссер очнулся и вернулся к лирике, к главной драматической коллизии.
Однако разбитую чашку обратно не склеишь, после обилия хохм и приколов психологическое и драматическое напряжение ушло безвозвратно. Когда Гремин выходит в военном мундире сразу ждешь подвоха. Не воспринимается все это всерьез. А режиссер уже не может обходиться без допинга, музыке и актерам он не доверяет и (руками Гремина) выдает Онегину пистолет.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments