Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Ирина и Эрик

*
"СВЯЩЕННЫЕ ЧУДОВИЩА", А.Яковлев, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2012г. (6)

Спектакль получился из соединения двух составляющих – Ирины Муравьевой в главной роли и музыки Эрика Сати, которая предваряет и сопровождает ее пребывание на сцене. Не только служит французским фоном (подобранным очень точно, автор пьесы Жан Кокто был очень тесно творчески связан с Сати), но придает спектаклю и главной роли другое измерение.
За это соединение надо сказать спасибо третьему, тому кто не присутствует на сцене непосредственно, то есть режиссеру, который по-видимому и организовал встречу актрисы и музыки. Для меня совершено неожиданную (по отдельности Муравьеву и Сати я давно знаю и люблю, но не предполагал, что они так хорошо и театрально-выразительно соединятся).

Муравьева постоянно слышит эту музыку и присваивает ее себе, своему персонажу. Пьеса минималиста Сати это камертон, под нее вся роль актрисы Эстер выстроена, Муравьева играет сдержанно, не жирно, не антрепризно. Музыка сдерживает. удерживает от окончательного ухода вовне, в игру на публику. Музыка это ее внутренний мир, то что не в словах, а в интонациях, в том, что словами не выразить, по крайней мере в тексте этой пьесы таких погружений Эстер в себя нет, но актрисе слова и не нужны, она играет поверх слов. Ведет свою дополнительную тему. Для меня это главная тема спектакля, тема зерклала (зеркало, это первое, что зритель видит на сцене, центральный обьект первого действия). Тема зеркала - интроспекция, взгляд на себя, на женщину, жену, актрису, на брак, на театр, на искусство, на природу человека. Здесь не рассудок, не разум, а душа, не последовательность размышлений, а последовательность состояний и чувств. Опора и точка покоя.

При этом есть и внешнее движение роли. Актриса меняет платья и прически, раздражается, отчаивается, держит паузу, устает и замирает, находит выход из положения, эффектно молодеет. Она царит на сцене. С бенефисом все в порядке. Публика хочет видеть знаменитую актрису - она получает, что хочет.
Вокруг главной оси Ирина-Эрик движется главная роль, а вокруг нее весь спектакль. Обычный малотеатровский спектакль по иностранной пьесе, приземленной и русифицированной. Обычный треугольник жена-муж-любовница – то, что близко публике. Главное в спектакле – семейная драма, театральная тема пьесы уведена на второй план, там же располагаются и исполнители ролей остальных «чудовищ» (то есть актеров).

В роли мужа Александр Ермаков. По отношению к Муравьевой он играет вторым номером, это такое мягкое, плюшевое «чудовище» (очень точно подобран оранжевый костюм в третьем действии), тень «священного» почти не видна (а ведь главная роль Ермакова в Малом – Несчастливцев в «Лесе», она могла бы отбросить тень и придать объем роли Флорана).

В роли любовницы, тоже «чудовища», но не «священного» (и не «плюшевого»), впервые увидел актрису Полину Долинскую. Дочь актера с ЧУДОВИЩНО извилистой судьбой Владимира Долинского (подробности в этом интервью - http://interviewmg.ru/1018/). От его ранних, до-тюремных ролей следов почти не осталось, но вот Пепичека из «Кабачка 13 стульев» я видел.
Молодая актриса Лиан это антипод Эстер и в спектакле манера игры Долинской противоположна тому, что делает Муравьева, никакого внутреннего мира, только оболочка, фактура.

Двумя типами актрис (великой актрисы, хозяйки театра и восходящей кинодивы, секс-символа) пьеса не ограничивается, есть там и третий тип - «маленькая» (не героическая, а характерная) актриса Шарлотта. В этой роли Алёна Охлупина – дочь Игоря Охлупина и Натальи Вилькиной.

И чтобы закончить с темой детей «Священных чудовищ», вернемся к главному, к режиссеру, сыну Юрия Яковлева.
В сезоне 2012-2013 он выпустил две премьеры в Малом театре, вторую («Село Степанчиково») я видел первой. Оба спектакля актерские, бенефисные, но и режиссерские.
Раньше я только одну режиссерскую работу Яковлева видел – «Дуэль» и это тоже был актерский спектакль с режиссурой (в отличии от малотеатровских – ансамблевый). И вот третья удача. Для меня именно в этом сезоне Антон Яковлев закрепился в первой лиге московской режиссуры, пора заводить специальный тег.
Tags: Антон Яковлев, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments