Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Минус текст

*
«ШИНЕЛЬ», В.Фокин, «СОВРЕМЕННИК», Москва, 2004г. (8)

Валерий Фокин продолжает эксперимент по вычитанию, изгнанию текста из драматического театра (можно вспомнить «Нумер», «Превращение» и наиболее продвинутый в этом направлении спектакль - «Еще Ван Гог»). Уходит текст - остаются звуки, отдельные слова, бормотание, пение – акустический ряд. Ну и визуальный ряд – пластика, мимика, движение, сценография, игра теней. Однако и этот визуальный ряд не компенсирует отсутствие текста, он насыщен не более, чем в обычных драматических спектаклях, это не балет, не пантомима, да и на пластический театр (вроде Наджа) непохоже. Режиссер идет по пути минимализма, самоограничения. Это театр малоэмоциональный, малозрелищный, холодный, рассудочный, неживой. Полюбить такой театр у меня не получается, но он интересен, его можно уважать.

Зритель на таком спектакле оказывается в положении слепого (точнее говоря, внезапно ослепшего), он приучен нашим драматическим театром получать основную информацию из текста, который произносят актеры. Когда актеры долго молчат или произносят только звуки, зрителя охватывает тревога.
А дальше – либо выживет, либо не выживет. Либо у зрителя (как у слепого) обострятся остальные «театральные органы чувств», либо зритель «умрет», спектакль покажется ему пустым, скучным. Главный орган из «остальных театральных органов чувств» – это воображение. Лишенное привычных вербальных подсказок оно начинает повсюду искать себе пищу и радуется буквально каждой крошке: вот сверху сыпется снег – так сыпется песок на лист с текстом; вот на теневом экране возникает слово – «шинель», вот другое слово - «зингер», два слова за час; сам теневой экран разлинован – вот враждебная человеку искусственная среда – департамент, Петербург (в финале – наводнение, петербургский «потоп», конец света).

Марина Неелова играет главную роль. Можно даже сказать главную ЖЕНСКУЮ роль. Можно сказать ЗАГЛАВНУЮ роль – спектакль называется «Шинель» и она играет не Башмачкина, а эту самую шинель. (Башмачкина играл Александр Феклистов в спектакле который так и назывался – «Башмачкин»).
Неелова играет существо, которое живет в шинели, как в домике. Она играет душу шинели. Она живет в шинели как душа в теле, тело поизносилось, душа мечтает о новом молодом совершенном теле, но эти мечты тщетны - увы, никакое самое большое Превосходительство тут не поможет.
Фокин исследует пределы театра и актрисе он тоже дает предельное задание – сыграть не себя в предлагаемых обстоятельствах, да и вообще не человека, а «существо». Сыграть нечто минимальное – молекулу жизни.
Tags: Фокин, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments