Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Земля священная

.
"ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", П.Бауш, TANZTHEATER WUPPERTAL, 1975г. (10)

Вуппертальцы выступили на фестивале «Век Весны священной – век модернизма» скромнее, чем лозаннцы (http://lev-semerkin.livejournal.com/526518.html). Балет Бежара – живой коллектив, показал большую разнообразную программу, и новое и старое. И «Весну» станцевал под живой оркестр. Театр Пины Бауш – музей. Программа была очень куцей, одно действие без антракта – собственно «Весна священная» (35 минут) и перед ней фильм о постановке. В этом году труппа гастролировала в Китае и там показывала «Весну» вместе с «Кафе Мюллер», почему нам «Кафе» не привезли?

Анонсированный фильм о «Весне священной» Пины Бауш оказался всего лишь рабочими съемками репетиций. Репетиции очень нудное дело. Ре-пе, повторы-замечания, повторы-замечания, повторы-замечания. Репетировали один фрагмент – кульминационный, финальный «танец вдовы».
Сама Пина выглядела ОЧЕНЬ эффектно, бери ее вот точно такую, в таком прикиде с такой пластикой и вставляй в какое-нибудь сюрреалистическое кино или в кино о средневековье (в паре с Пазолини она бы отлично смотрелась).
А главное показывала она так прекрасно (какой размах рук, всего тела, лица, глаз), что японку было жалко. И жалко, что возраст уже не позволил Пине станцевать это самой. Тут нужно много энергии, силы, скорости, эта постановка для молодых женщин-танцовщиц (и немолодых мужчин-танцовщиков :), это не заторможенное «Кафе Мюллер», где Пина танцевала сама.

«Весну священную» (как и «кафе Мюллер») я уже видел в записи. Приехал домой, нашел на компьютере эту запись. Начал смотреть и не смог оторваться, досмотрел до конца. Таким образом, впечатление получил интегральное и от живого спектакля 2013 года и от записи 1978 года. Запись сделана из партера, даже из ближнего партера, много крупных и средних планов, общих планов нет.
Живой просмотр добавляет впечатлений. Дело даже не в том лучше или хуже, а по-другому. Например, с другой точки. Я сидел на самом верху балкона – идеальное место для балета.
В данном случае почти идеальное, дополнительный прожектор закрывал левый угол сцены. Здание построено и оборудовано совсем недавно, почему же там постоянно не хватает света? И на гастролях и на постановках приглашенных режиссеров приходится то платформу с пушками громоздить на балконе, то на бортик прожектора цеплять и загораживать зрителям обзор.

Это надо смотреть именно так, сверху. Прекрасно видна геометрия. Общее, а не частное (частное, лица можно в бинокль рассмотреть). Люди танцуют не на фоне черного нейтрального задника, а на фоне земли – яркого цвета, коричневой, мягкой, фактурной. Ко всему прочему сверху лучше видны пробивающиеся (и уже пробившиеся) лысины у мужчин. Мужчины здесь помятые, потрепанные, типичные «штаны». А женщины крепкие.
Балет о женщине («о женской доле») становится также и балетом о земле (земля тоже женского рода). Землю топчут, ее попирают ногами, а она дает всходы. Свет выхватывает из темноты не квадратный кусок сцены, а Землю. Словно смотришь на планету из космоса. Танцы на поле (на пашне), нечто подобное было в фильмах Янчо (и потом у Бертолуччи в «20-м веке»). Там мужчины и женщины с красным флагом танцевали, у Пины Бауш тоже есть красная материя, ярко-красное цветовое пятно, визуальная точка притяжения, или центр (в сцене хоровода красная материя лежит в центре). Связной последовательной истории в этом балете нет, но некоторые сцены вызывают очень конкретные ассоциации – 20-й век. Без политики, но с конкретикой. Век революций и войн, век массовых движений (движений человеческих масс – тема как раз для хореографа). Война, пары расстаются, женщины прощаются с мужчинами, те уходят (на дальний край сцены – на край земли и собираются там). Красный цвет – цвет мечты (в первой сцене сна на красном покрывале), цвет страсти, цвет крови, цвет счастья, цвет избранности. Мужской взгляд – красный флаг. А женский взгляд – красное платье. Оно достанется только одной, наденет и уже до самой смерти. Финальный танец вдовы (мужа убили или умер). Судя по репетициям, режиссеру хотелось чтобы было «на разрыв аорты». В записи 1978 года эмоциональная кульминация была, а в 2013 году финал исполнен очень приблизительно и размыто (из сравнения с репетицией очень заметно отсутствие акцентов, которых добивалась Пина Бауш) .

Когда постановки Бежара и Бауш показали подряд, стало особенно заметно наследование – и развитие и отрицание. От балетной условности к телесному и вещественному. Мужская логика и женская логика. Мужской позитивный взгляд, женский негативный взгляд. Начало и конец.
Tags: контемпорари, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments