Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Леонид Утесов. Песня

*
"ЛЁНЬКА ПАНТЕЛЕЕВ. МЮЗИКЛ", М.Диденко и М.Дрейден, ТЮЗ, Санкт-Петербург, 2012г. (6)

Трехгрошовая опера из культурной криминальной столицы России.
Сюжетная линия и зонговая структура сохранены, русифицированы некоторые обстоятельства (вместо праздника коронации юбилей революции, видимо пятилетний, 1922 год), а также имена персонажей – вместо Полли Полина, вместо Дженни Анджела. Но главное, в образ Мэкки-Ножа подставлен реальный исторический герой, легендарный питерский налетчик Лёнька Пантелеев.
На месте музыки Вайля блатной шансон из подбора («купите бублики, гоните рублики», «А на свободе фраера, гуляют с ночи до утра. И шмары, и шмары, и шмары!»).
А на месте отстранения Брехта … ничего, авторская позиция не очень внятная и скорее склоняется к романтизации главного героя. Что по сравнению с сарказмом Брехта является шагом назад к «Опере нищих».

У спектакля два режиссера, судя по информации с сайта театра, Диденко отвечал за пластическую сторону и вот перед ним надо снять шляпу. Пластический рисунок, вся визуальная часть – костюмы, танцы – превосходна.
С пением были проблемы – очень энергично, но слов не разобрать.
А драматическая часть чем дальше тем больше перетягивала одеяло на себя и во втором действии перегрузила «пароход», мюзикл стал давать крен на правый, драматический борт и чуть не потонул.

Реальный Лёнька Пантелеев настолько ярок, сложен, интересен, что перегрузил этот мюзикл собой, слишком много тем затронул, слишком много подробностей в разные стороны уводят, во втором действии спектакль расползается на глазах.

О Лёньке Пантелееве не мюзикл надо делать. Это тема для Михаила Левитина в его лучшие годы, в пару к бабелевскому спектаклю «До свидания, мертвецы» (вот кто сумел показать послереволюционную эпоху) и еще к «Анатомическому театру Евно Азефа» (вот где смогли хотя бы приоткрыть тему двойничества). Ведь Лёнька это зеркальное отражение Азефа, зеркалом выступает революционный переворот, перевернувший ВСЁ. И Азеф эсер-боевик и сотрудник охранного отделения выворачивается на изнанку и возвращается в реальность Лёнькой – чекистом и налетчиком.

Илья Дель убеждает (да просто кладет зрителя на лопатки) когда двигается и танцует. Он замечательно молодо выглядит и играет с молодым куражом. Он похож на Лёньку и внешне (в википедии есть фотография арестованного Леньки с перебинтованной головой) и по самой сути характера (ведь реальный Леонид Пантелкин прожил всего 22 года).
И перестает убеждать, когда начинает много говорить. Выступать и жечь глаголом. Как- то не верится в светлые идеалы налетчика. Тем более не верится в его гражданский пафос (родство либеральной и левой оппозиционности с уголовщиной тема слишком сложная для мюзикла). Этот Ленька не идейный, он любит и Полину и Анджелу, но больше всего «Ксюшу Общак» (общак ему нужен чтобы купить белый пароход и уплыть со своими бандитами и шмарами в теплые края и там гулять с ночи до утра).

И все-таки последнее слово остается за мюзиклом. «Пароход» не утонул.
А в герои (по крайней мере для меня) вышел не Леонид Пантелеев, а Леонид Утесов. Не налетчик, а артист. Спектакль заканчивается известной песней «Пароход». Нетривиальный выход из безвыходной истории про нэпманов, бандитов, нищих, проституток и милицаАнеров. Не социальная сатира и не блатная лирика, а просто хорошая песня – и вот он тот самый желанный пароход (а на нем не шмары с бандитами, а физкультурники и физкультурницы) и не стоило никого убивать и грабить, обманывать и ловить.

Вот сходни пеpебpошены хлынул поток
Пассажиpы матpосы вопpосы ответы улыбки
Вот личико пpелестное словно цветок
Pасцветает меж ними большими глазами блестя

Ах не солгали пpедчувствия мне
Да мне глаза не солгали
Лебедем белым скользя по волне
Плавно навстpечу идёт паpоход
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments