Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Век модернизма закончился у разбитого корыта

*
"КВАРТИРА", М.Эк, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2013г. (4)
"ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", Т.Баганова, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2013г. (1)


Первый номер программы не прозвучал в полную силу, а второй и не мог прозвучать :(

Пустая квартира

Балет Матса Эка я видел в записи (оригинальная парижская версия - http://lev-semerkin.livejournal.com/201907.html ). Это был жест. В самых знаменитых постановках балетмейстер отталкивался от одного из великих балетов («Жизель», «Лебединое озеро», «Кармен», «Спящая красавица»), в «Квартире» он подвел черту и оттолкнулся от великого балета как такового. На фоне исторического, роскошного, темно-красного, бархатного занавеса с золотыми кистями на сцене театра-дворца рассказал про обычных людей в обыкновенной квартире в окружении повседневных предметов – входная дверь, кухонная плита, кресло перед телевизором, пылесос и (самый радикальный жест, балетный эквивалент фонтана Марселя Дюшана) биде (вызывающе торчит на авансцене на протяжении всего спектакля, нате!). И доказал, что обыденность может быть предметом балетного искусства. Всё таки в искусстве важнее «как», а не «что».
Почему в Большом театре жест не состоялся? Ему не на что было опереться, не от чего оттолкнуться.
На новой сцене нет исторического занавеса. Сделали блеклую, серо-зеленую фотокопию – никакого дворца, никакого контраста с квартирой, никакого эффекта. Быть может 20 лет назад биде на авансцене и вызвало бы скандал и стало бы символом перемен и приобщения к ценностям современной цивилизации, а после того как на этой сцене прошли «Дети Розенталя» нас уже ничем не удивишь. Жест провалился в пустоту. Труппа Большого театра уже и Килиана станцевала и Форсайта и Прельжокажа, теперь и Эка исполнила. Рутинно, без огонька. Старались, но сцену-квартиру заселить не смогли. Только в одном дуэте («Дверь» Марианна Рыжкина и Денис Савин) зажгли.
И даже живые музыканты электро-струнного ансамбля звучали и выглядели фанерно.


Весна не пришла

Второй номер программы представлял главный театр страны в юбилейной программе «Век модернизма» (к 100-летию «Весны священной» Стравинского). За 100 лет то ли модернизм так исчерпался и иссяк, то ли театр оказался на уровне плинтуса. Показательный и символичный провал. Трэш и угар, sovok и GULAG.
Хореография Багановой (забудьте про милый, нежный «Кленовый сад») высохла, иссохла, как мертвое насекомое в коробке. Идеологический панцирь, а внутри пусто. Режиссура без хореографии, месседж без спектакля. Опять таки, лет 20 назад такое может и прокатило бы, как смелое расставание с проклятым прошлым, а сейчас выглядело отвратительно и жалко. И жалко было артистов (особенно артисток) и Шишкина, изготовившего коробку для насекомого - «последнюю каплю из крана» и «портрет вождя» Путина Ленина-Троцкого лысого в пенсне (а может это был не вождь, а враг народа Каменев-Зиновьев и работницы их расстреляли растерзали, “как бешеных собак»), а также «один день Ивана Денисовича» и «казнь через повешение Власова с подельниками».

А закончилась программа, как и начиналась, с сантехники. Ванной под душем размазыванием грязи в большом корыте.
Tags: контемпорари, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments