Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Красные-красные туфельки

*
"КРАСНЫЕ БАШМАЧКИ", М.Пауэлл и Э.Прессбургер, Англия, 1948г. (7)

«Одной балерине как-то раз подарили красные-красные туфельки» - так могла бы начинаться детская сказка страшилка, вроде истории, как желтая-желтая женщина входит в подъезд, желтая-желтая женщина поднимается по лестнице, …

В основе сценария фильма как раз такая сказка-страшилка Андерсена про девочку Карен. Сказка с таким однозначным воспитательным месседжем - два «красных башмачка» это как «красные глаза дьявола» - привлекают, заманивают и губят.

— Ишь, какие славные бальные башмачки!
Карен не удержалась и сделала несколько па, и тут ноги ее пошли плясать сами собою, точно башмаки имели какую-то волшебную силу. Карен неслась все дальше и дальше, обогнула церковь и все не могла остановиться.

…Приехали домой; Карен поставила башмаки в шкаф, но не могла не любоваться на них.

Старая госпожа захворала, и сказали, что она не проживет долго. За ней надо было ухаживать, а кого же это дело касалось ближе, чем Карен. Но в городе давался большой бал, и Карен пригласили. Она посмотрела на старую госпожу, которой все равно было не жить, посмотрела на красные башмаки — разве это грех? — потом надела их — и это ведь не беда, а потом… отправилась на бал и пошла танцевать.
Но вот она хочет повернуть вправо — ноги несут ее влево, хочет сделать круг по зале — ноги несут ее вон из залы, вниз по лестнице, на улицу и за город. Так доплясала она вплоть до темного леса.


Однако в фильме такой однозначности нет, да и мистики там не видно (на первый взгляд) – вполне реалистическое повествование, снято при ярком солнечном или искусственном театральном освещении. Это особенный открыточный, глянцевый, лакированный реализм – ничего общего с передовым европейским кино того периода. Не о бедняках, не о простых людях – о людях исключительных, из мира искусств. Они изысканно одеты и причесаны и думают «о высоком». Место действия – театр, салон, Лондон, Лазурный берег. Социалистический голливудский реализм. Только этот фильм не следует голливудским канонам, а сам создает их. Успех «Красных башмачков» в американском прокате сделал фильм культовым в США и повлиял на музыкально-танцевальный Голливуд. А по теме (путешествие в мир закулисья) и по открыточному стилю «Красные башмачки» располагаются как раз между двумя популярными произведениями соц.реализма – «Весна» и «Укротительница тигров», только у нас путешествие за кулисы кино и цирка снято в комедийном ключе и с хэппи-эндом, а здесь путешествие за кулисы балета снято в мелодраматическом ключе и с трагическим концом.

Мир балета – особенный, экзотический - противопоставлен обыденной, пресной жизни. Главных героев фильма, добропорядочных англичан (начинающая танцовщица, молодой композитор) тянет туда неведомая сила. Кино – фабрика грез, зрителям ведь тоже этого хочется (представить себя на месте героев, оказаться в зазеркалье).
«Красные башмачки» не только манят, но и пугают. Балетное зазеркалье-закулисье во всем иное - социально, культурно и даже национально (обитатели зазеркалья, артисты труппы Бориса Лермонтова - русские). Сценарист Прессбургер наверняка знал, откуда появилась в России фамилия Лермонтов и выбрал именно ее не случайно, тут есть рифма возвращения (ведь и триумф русского балета в Европе это возвращение).

Перевернутый мир и ценности там перевернутые. Лермонтов сам демонстративно нарушает правила приличия (и тем становиться особенно интересен англичанам, еще более притягателен-загадочен) и его театр провоцирует такой зрительский ажиотаж, что вполне цивилизованные зрители устраивают гонки по лестнице на галерку, стремясь занять места получше прыгают через ряды и даже ложатся на первый ряд. С этой эффектной (и драматургически и визуально) сцены начинается фильм.
Простая «андерсеновская» мораль там не действует. Лермонтов требует отказа от личной жизни, от естества. Мораль «красных башмачков» амбивалентна (только то дело прочно, под которым струится кровь, за успех надо платить). Проблема героев фильма в том, что они застряли меж двух миров. Примерили «красные башмачки», вкусили успеха, а к жертве не готовы. И обратной дороги нет – героиня пытается башмачки снять, но это невозможно, башмачки «несут» ее к роковому концу.

В фильме вполне линейном, повествовательном есть артхаусная часть. Это балетная вставка (сокращенная кино-версия балета, давшего фильму название). Она самая кинематографичная, волшебная, но сейчас представляет уже только исторический интерес. Очень уж далеко вперед ушли и современная хореография и техника визуальных кино- и театральных эффектов.
Tags: кино
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments