Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Своими словами

«ДОН ЖУАН», М.Левитин, «ЭРМИТАЖ», Москва, 1992г. (10)

Это, пожалуй, самый сложносочиненный из левитинских спектаклей.

Он был собран из двух пьес (Тирсо де Молина и Мольера) и нескольких рассказов самого Левитина (подзаголовок из программки – «наброски по Тирсо де Молина, Мольеру и своими словами»). Основная смысловая линия возникала из сочетания текстов классических пьес – о романтическом любовнике Дон Хуане и о философе Дон Жуане, столкновение двух начал, (инь/ян, единство и борьба противоположностей) – распространенный композиционный прием, но Левитин сильно усложнил конструкцию собственными текстами в собственном исполнении.

Выход режиссера непосредственно на публику, не персонажем, не актером, играющим роль в своём спектакле, а автором – принципиальный, в каком-то смысле кульминационный, момент для авторского театра. Можно вспомнить «Самосожжение» Марка Розовского, «Моно» Беляковича, но у Левитина все было сделано много сложнее. Когда-то Левитин, также как и Розовский с Беляковичем, уже выходил к зрителям с авторской программой, но в «Дон Жуане» его авторское слово было встроено в спектакль, подобный прием я только один раз встречал в театре – выход Беляковича в финале «Кукол».

Один из текстов Левитина рассказывал о современном Дон Жуане, то есть впрямую соприкасался с темой спектакля, но другие тексты казались совершенно свободными монологами – «о пьяном слесаре, который знает дорогу в ад» ( в качестве иллюстрации на сцене стояла некая конструкция из неструганых досок, железяк, проводов и сверху – большое корыто), «об актрисе пенсионного возраста» (на сцене появлялась Галина Морачева, в 70-е годы игравшая в постановках Левитина в ЦТСА), интонация в чем-то предвосхищала «ОдноврЕмЕнно» Гришковца, но ведь «Дон Жуан» был поставлен задолго до Гришковца и задолго до «Кукол», в другую театральную эпоху, это был первый прорыв в какой-то новый свободный театр, демонстрация абсолютных возможностей режиссера-демиурга.

Вот только один из примеров абсолютной власти режиссера Левитина. В те времена был сильный спад посещаемости почти во всех театрах. Как можно обратить на пользу театра отсутствие зрителей ? - заставить сыграть полупустой зрительный зал. Не продавать билеты на последние ряды, не снимать с кресел чехлы и тогда ряды кресел в белых чехлах могут сыграть роль моря и роль кладбища. Именно туда к полутемным последним рядам зрительного зала направлялись Дон Жуан и Сганарель. Там они встречали Командора – в таком же «белом чехле» (в плаще с капюшоном). В этот момент неожиданно выстреливал «разговор с актрисой пенсионного возраста» («нет ролей для таких актрис, кого она может сыграть в Дон Жуане, разве что Командора») – в роли Командора действительно была женщина – Галина Морачева, это был необычный Командор, мстящий за всех обманутых женщин и все таки жалеющий злодея – он (она) произносил текст со слезами на глазах.

Также неожиданно выстреливал и второй рассказ («о пьяном слесаре»), «конструкция» оказывалась аргументом в знаменитом споре Дон Жуана и Сганареля о человеке, Сганарель говорил о том, как совершенно человеческое тело, Дон Жуан отвечал, что верит только в «дважды два» и тут «конструкция» начинала «работать», гас свет. сыпались искры и корыто опрокидывалось – вот вам достижение науки, вот - действующая модель человека, изготовленного «по формулам», без вмешательства свыше.

В сложной структуре спектакля немного провисал только один элемент, Дон Хуана играл Андрей Тенета, видимо это был срочный ввод, он чувствовал себя неуверенно в условном опереточном рисунке, рассчитанном на другого актера - Павла Бердичевского (Рауля из «Парижской жизни» ). Романтическая тема «плаща и шпаги» была только продекларирована, но не сыграна.
Все становилось на свои места, как только появлялся Дон Жуан – Виктор Гвоздицкий (сначала только его, моментально узнаваемый, голос из-за спинки высокого резного кресла) и играл дуэт с ослепительно красивой Дарьей Белоусовой – Эльвирой (а она играла по-французски с томиком Мольера в руках). Актерская магия (жест, поза, медальный профиль, черная шевелюра, звучный баритон) актерская мысль (мужская, сильная, логичная, не знающая границ «здравого смысла», оснащенная поэтическими метафорами и выраженная в ритме стиха) моментально овладевала и Эльвирой и зрительным залом.
Tags: Дон Жуан, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment