Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

На-на-на

.
"АРИАДНА НА НАКСОСЕ", К.Гут, ЦЮРИХСКАЯ ОПЕРА, 2006г. (9)

Опера Рихарда Штрауса на либретто Гуго фон Гофмансталя это одно из последних больших произведений, созданных в то старое время, время великих европейских империй, прерванное войнами и революциями (премьера окончательной редакции состоялась в 1916 году). Закатное сочинение, перезрелая культура уже исчерпала все темы и пошла по новому кругу, многократно замкнувшись сама на себя. Сложносочиненное произведение с причудливым переплетением пародии, самопародии и высокого искусства-для-искусства, отсылок к золотому веку, к многим "золотым векам" – к античным мифам, к венской классике 18-го века, к операм-сериа и операм-буффа. А также к операм Вагнера и венским опереттам 19-го века.

Игру, которую затеяли авторы, режиссер подхватил и продолжил, переотражения умножил, перенес действие еще раз, теперь в современность.

В опере две контрастных части – оболочка и ядро, пролог (подготовка к исполнению оперы) и собственно опера «Ариадна на Наксосе».

«Театральный роман»

Действие пролога оперы происходит во дворце нувориша-мецената (сюжетный первотолчок – «Мещанин во дворянстве» Мольера), а в спектакле действие перенесено в театральное закулисье. В условную среду «за занавесом». Занавес – единственная декорация, прямо из него материализуются персонажи, то ли живые люди, то ли плоды воспаленной фантазии автора (молодого композитора или его учителя, пожилого музыканта). Это участники готовящегося представления - трагики (оперные звезды, сопрано и тенор) и комики (субретка Зербинетта и персонажи комедиа-дель-арте). Дело в том, что заказчик сам не знает чего он хочет – то ли настоящей оперы, то ли комедии с танцами, а вообще-то и того и другого одновременно и желательно покороче. Сам спонсор на сцене не появляется, а противоречивые указания передает через мажордома – самодовольного старикана. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку, в советские времена это был бы чиновник из управления культуры, а в данной постановке представитель спонсора или публики (часть указаний он сообщает прямо из ложи, от имени публики). Вмешательство в творческий процесс в конец обескуражили молодого автора, к тому же он влюбляется в веселую субретку, а ведь первоначально увлекся примадонной и собирался писать для нее. Но именно нерешаемость задачи и стимулирует его талант на прорыв, он все-таки находит способ совместить оперу-сериа и оперу-буффа в одном сочинении. В последний момент гениальное сочинение готово. Однако увидев пошлых актеров, которым приготовились исполнять то, что написано кровью сердца, композитор приходит в отчаяние и стреляется.

Сюжет первого действия постановки очень сильно напоминает «Театральный роман» – композитор это Максудов сначала очарованный театром, написавший для него гениальное сочинение, а потом доведенный закулисными нравами до самоубийства.

«Принцесса Турандот»

Второе действие, сочетающее трагический любовный сюжет с итальянской комедией масок (а в музыке - Вагнера с опереттой) тоже сильно напоминает нашу театральную легенду, тех же лет, что и булгаковская – «Принцессу Турандот» Вахтангова. Здесь точно то же совмещение несовместимого - правды больших чувств и иронии. Герои античного мифа – Ариадна, Вакх и три нимфы – всерьез любят и страдают. А Коломбина-Зербинетта и четыре маски (Труффальдино, Бригелла, Арлекин и Скарамуш) пытаются их развеселить.

В древнегреческом источнике Ариадна остается одна на острове Наксос. Она помогла Тезею, пожертвовала для него всем (нитью :), а теперь брошена им - наскучила. Он разлюбил и бежал, бросил ее спящую на острове.

Режиссер решил, что «Наксос» это название фешенебельного ресторана при отеле. Ариадна (она же оперная примадонна из первой части) сидит за столиком одна и глушит водку запивает таблетки вином. Она переживает то ли измену композитора, то ли его самоубийство (Максудов с кровавой раной у виска постоянно является ей). Поет безразмерно-страдательную вагнеровскую арию. Примадонне сочувствует весь персонал ресторана. Сначала три уборщицы (поют трио, подобно трем русалкам в «Золоте Рейна»), а потом Коломбина и четыре мужские маски. Они появляются в образе официантов, а потом в образе молодой компании подвыпивших посетителей ресторана. Маски относятся к любовным приключениям лег-ко, Зербинетта флиртует под столом со всеми четырьмя и своим примером (виртуозной арией) советует Ариадне забыть Тезея и влюбится в кого-нибудь другого. Но та так и остается в тяжелой депрессии и продолжает глотать свои таблетки. Посетители расходятся.
Ночь, она опять за столиком одна и вот тут уборщицы узнают из газеты, что в отель приезжает знаменитый тенор. Следует просто упоительное трио нимф (предчувствие любви) и затем снова вагнеровские арии и дуэты. Является тенор (в античной легенде бог Вакх, что очень остроумно, если принять во внимание в каком состоянии находится Ариадна после многих часов проведенных с бутылкой), Ариадна принимает его за Тезея, воспламеняется, потом видит, что обозналась, но тут уже воспламеняется тенор-Вакх. Он поет все возвышеннее и возвышеннее (при этом не забывает оценить драгоценности, выпавшие у нее из сумочки) и вскоре она забывает про бывшего возлюбленного. Пара уже совсем было собирается «удалиться под сень струй» (три нимфы-уборщицы снова запевают сладостное трио), но Ариадну не держат ноги и она укладывается прямо на пол ресторана на заботливо расстеленный тенором пиджак. Зербинетта выглянув из-за занавески констатирует, что ее совет возымел действие и тем снова берет страдательную оперу-сериа в иронические скобки оперы-буффа.
Но это еще не последние скобки – на заключительных тактах финального любовного дуэта на сцену выходят персонажи театрального романа-пролога и вручают примадонне и тенору цветы. Представитель спонсора рассыпается в комплиментах (угодили). Учитель музыки в восторге. Вот только про несчастного автора-композитора-Максудова никто не вспомнил.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • «Бессмертный полк» онлайн

    . Зарегистрировался в онлайн-шествии «Бессмертного полка» (через сеть ВКОНТАКТЕ, заявки принимают до 12-00 9 мая). Фотографий военного времени…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments