Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Последний класс

*
"НАШ КЛАСС", О.Спишак и А.Фигура, ТЕАТР «НА ВОЛИ», Польша, 2010г. (6)

Про театр почти нечего сказать. Самая обыкновенная постановка, простые режиссерские приемы – все очень к месту применены и оттого кажутся единственно возможными. А как еще сыграть такую пьесу – историю учеников одного класса с 1935 года (смерть Пилсудского) до конца 20-го века. Актеры играют учеников и всю их дальнейшую судьбу до глубокой старости (кто дожил), находятся все время в одном возрасте и в одной одежде, форме (будущий ксендз сидит за партой в сутане, а будущий раввин в кипе). Находятся на сцене (в классе, за партами) все вместе. Вместе рассказывают и вместе показывают – поют и танцуют, убивают и насилуют.

Необыкновенна пьеса – в ней весь интерес. Оказывается польский театр уже подсадили на тотальную деконструкцию собственной истории, героического мифа о народе-жертве. На месте мифа выстраивается анти-миф о проклятом народе.

Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...


Из «тьмы низких истин» никакой «правды» не составишь. Из тьмы низких истин получается нас унижающий обман (нас, это в данном случае поляков). Это много хуже, чем обман возвышающий. Героический миф по крайней мере обьясняет, чем живет народ и как он продолжает себя в истории. Антимиф автора пьесы Тадеуша Слободзянека, выстроенный вокруг реального факта (погром в Едвабне в июле 1941 года), наглядно показывает как исчезает народ. Можно подумать, что этот класс был последним и на нем история Польши закончилась.

Америка, Америка!

Впрочем, в пьесе выстроен не только антимиф о Польше. У пьесы есть и положительный полюс – миф о Сияющем Граде На Холме. Один из учеников класса вовремя свалил из проклятой страны и продолжил себя в истории множеством детей, внуков и правнуков (их тьмы и тьмы и тьмы). Пропуск в Brave New World – отказ от имени и языка.
Пьеса Слободзянека это тоже плата за вход (кстати, и премьера пьесы состоялась в Лондоне, в стране польских водопроводчиков ;).
Tags: Польша, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…