Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Во поле березка стояла…

*
"СОМНАМБУЛА", П.Л.Пицци, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2013г. (9)

Поставлено в русском стиле и так тонко, тактично, культурно. Нежно.
Действие перенесено в Россию, в конец 19-го –начало 20-го века. С многочисленными легкими и ненавязчивыми аллюзиями к русской драматургии того периода. Чехов «Леший» (заброшенная мельница в последнем акте, там у мельничихи живет сирота сомнамбула Амина). Горький «Дачники» (массовка из обывателей-дачников окружает главных героев, дачники верят в призраков, но не знают о сомнамбулизме).
А больше всего аллюзий к «Чайке». Можно сказать, что опера Беллини перенесена в поэтическую усадебную атмосферу первого действия «Чайки»:

Как все нервны! И сколько любви... О, колдовское озеро! (Нежно.) Но что же я могу сделать, дитя мое? Что? Что?

Лет 10-15 назад, здесь, на озере, музыка и пение слышались, непрерывно почти каждую ночь. Тут на берегу шесть помещьчьих усадеб. Помню, смех, шум, стрельба, и всё романы, романы...

Треплев. Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов прекрасен... Я счастлив безумно. Волшебница, мечта моя...
Нина (взволнованно). Я не опоздала... Красное небо, уже начинает восходить луна, и я гнала лошадь, гнала. (Смеется)


Амина – Нина Заречная (тоже сирота, кстати). Светлая и легкая. В белом платье.
А меня тянет сюда к озеру, как чайку... Я – Чайка ... Нет, не то. Я - Нина, нет, я Амина. Порывистая, неврастеничная, рыжие волосы и бледное неправильное лицо, голос легкий и подвижный, а походка плывущая (ансамбль "Березка"), сомнамбулическая. Лора Клейкомб идеальная возвышенная Нина-Амина (фамилию певицы не вспомнил, но когда она появилась на сцене, сразу понял, где я ее видел - «белая мышка» Энн Трулав в «Похождении повесы» Лепажа). И почти все время поет тихо, нисколько не форсируя звук, не заботится, чтобы овладеть вниманием зала, внимание и так втянуто на сцену как в воронку, когда она поет. Голос замирает-переливается и его отлично слышно.

Когда это девочка говорила об одиночестве и потом, когда показались краcные глаза дьявола, у меня от волнения дрожали руки. Свежо, наивно...

Почему вы всегда ходите в красном? (вторую героиню оперы зовут Лиза, у нее и свой Медведенко есть – крестьянин Аллесио)

Эльвино – Треплев, недалекий, закомплексованный, ревнующий к приезжему «знаменитому писателю», то есть к графу Рудольфу. Тенор Колин Ли – плотный с итальянским голосом, звонким и сладким. Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила?

Лучшая сцена постановки – дуэт после обручения. Опускается белый занавес, белый лист. Только двое, два человека, два голоса.
В финале занавес снова опустится, отделив новобрачных от дачников.

Постановка выполнена в стреллеровской традиции (предшествующей нынешней актуальной режиссуре «в джинсах» – броской, гиперактивной, агрессивной, радикальной, скандальной). Можно не заглядывать в программку и догадаться, что режиссер работал со Стреллером и что он режиссер-сценограф.

Вот тебе и театр. Белый занавес и дальше пустое пространство. Декораций никаких. Открывается вид прямо на озеро и на горизонт. Финальную сцену сыграем, когда взойдет луна.

Часть парка в имении Сорина. Широкая аллея, ведущая по направлению от зрителей в глубину парка к озеру, загорожена эстрадой, наскоро сколоченной для домашнего спектакля, так что озера совсем не видно. Налево и направо у эстрады кустарник
березы.

На сцене просторно, задник – небо, цвет "стреллеровский", насыщенный и все время меняется в тон музыке и сюжету (роковое появление графа – небо темнеет, просыпается сомнамбула и диск луны растворяется в быстро светлеющем небе). И много берез. Главная сценографическая метафора. Очень русская. Белый цвет чистоты. Девичий силуэт невесты.
Как он угадал!
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments