Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Частная история в "Пространстве Времени".

"ВИШНЕВЫЙ САД", А.Бородин, РАМТ, Москва. 2004г. (9)

Начало спектакля смотрится скучновато - ещё один "Вишневый сад", все пристойно, но ничего особенного и сказать нечего. Внимание включается по-настоящему на словах Раневской: "в этой детской я спала, глядела отсюда на сад… и тогда он был точно таким, ничего не изменилось". В этот момент возникает образ Раневской и одновременно начало работать пространство

Раневская.
Представьте себе, что вы навещаете пожилую дальнюю родственницу и видите у нее на столе какое-нибудь старинное украшение, например брошку. Если вы не специалист, вы не можете сказать, дорогая это вещь или безделушка, но она сразу привлекает внимание - вызывающей несовременностью, странным изяществом, она красива, трогательна и немного жалка. Когда глядишь на Раневскую в исполнении Гребенщиковой возникают похожие смешанные чувства. Фигура, осанка, голос. В ней есть нездешний, немного тусклый блеск, в ней есть загадка и это очень "женская" загадка. Ну почему она "не видит" Лопахина и Петю - в Лопахине она видит, только жениха для Вари, а в Пете даже жениха для Ани не видит ? И вместе с тем так восхищенно говорит о парижском любовнике: "каждый день по телеграмме шлет!". И "поощряет" кудрявого молодца Яшу - тот смотрит на нее томным взглядом, а ей видимо льстит, что у нее такой видный лакей. Яша чувствует, что в фаворе у Раневской, потому и позволяет себе хамский тон по отношению к Гаеву.

Пространство.
Сценическая площадка - пятачок у ног зрителей, на котором толкутся герои, выясняют свои частные, мелкие отношения. Слева - ворота, ведущие на станцию, в Харьков, в Париж - в другие места, состоящие в сущности из таких же "пятачков" - станционных буфетов, банков, квартир на 5-ом этаже. Справа, за большим полупрозрачным занавесом - огромное пространство пустого зрительного зала РАМТа. Это пространство постоянно "присутствует", участвует в спектакле самым активнейшим образом - втягивает в себя внимание персонажей и зрителей. Слова Раневской о саде обращены туда. Туда же обращен монолог Гаева "О природа, дивная …" и слова Пети "мы идем неудержимо к яркой звезде". Что там справа? - Природа (дивная, величественная и равнодушная, непонятная, пугающая). Там сад цветет каждую весну, там река, забравшая мальчика Гришу, оттуда доносится звук "упавшей бадьи", оттуда появляется Прохожий, туда убегают Аня и Петя в конце второго действия. Там справа какая-то другая, настоящая жизнь, может быть та которая будет через 300 лет? А может та, которая была в прошлом? Бал 3-го действия тоже происходит справа за занавеской, как воспоминание - в воздухе возникают цветные шары, пары кружатся в вальсе, стройная девочка Шарлотта показывает фокусы.

Лучшая сцена до антракта.
В конце второго действия Аня и Петя остаются одни, на телеге с сеном. Петя смотрит направо в прекрасное будущее. Аня смотрит в противоположную сторону (на Петю) и говорит - отчего я уже не люблю вишневого сада как прежде. Дарья Семенова играет так свежо, так искренне, у нее слезы на глазах, она прекрасна и … "слепа". Петю играет романтичный герой РАМТа Петр Красилов. Это "Петя глазами Ани", он не похож на облезлого барина. Разве только близорук и видимо поэтому его не пугает огромное неизведанное таинственное пространство. Он рассуждает о великанах, потому, что не видит дальше собственного носа. Аня же видит только Петю. Слепой поведет слепую.

Лучшая сцена после антракта.
Лучшая сцена второй части - перемена обстановки между третьим и четвертым действиями. Прожектора, подсвечивающие занавес со стороны зала, гаснут. По полутемной сцене быстро двигаются актеры, собирают реквизит, отодвигают шкаф и вытаскивают из него книги. Запах пыли, запах залежалых вещей, нежилого помещения наносит удар по обонянию зрителей. В углу - чемоданы, в центре сцены - бильярдный стол, на него навалены ненужные вещи - сухие ветви, стулья. Начинается последнее действие. Ритмично повторяется "звук упавшей бадьи" - это рубят сад. Когда рубить прекращают, огромное пространство справа остается пустым и безмолвным. Лопахин - "холодно здесь чертовски. На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом".
Когда Раневскую увозят в коляске в левые ворота, она смотрит назад, в пустоту справа, вцепившись маленькими "кукольными" руками в спинку коляски. Пустота наступает справа налево и полностью захватывает дом. Выходит Фирс, дергает запертые ворота, потом подсаживается к горе рухляди на бильярдном столе и замирает. Пустой дом и гора "мертвых" вещей, свет гаснет, а когда зажигается - вокруг стола стоят все остальные персонажи … или их мертвые тени.

Формула Бородина.
В одном из интервью после премьеры режиссер сказал, что в работе с актерами хотел воссоздать "частную жизнь", без резких ходов, без режиссерского нажима. Вспомнил рассказ первой исполнительницы роли Шарлотты - та спросила Чехова, можно ли играть Шарлотту в мужском парике, Чехов ответил: "можно, но НЕ НУЖНО". И вместе с тем в работе с художником Бенедиктовым Бородин искал такое пространственное решение, чтобы вписать "частную историю" в "Пространство Времени" . Я увидел в спектакле именно то, что закладывал в него режиссер, а многие критики только первую часть формулы - частную историю. В ней у Бородина не все получилось. "Никакая" Варя, не очень выразительный Лопахин и наоборот чересчур выразительный Епиходов. Зато благодаря сценографии полностью удалась вторая часть - пространственное решение.
Спектакль принципиально отличается от недавнего "Вишневого сада" Некрошюса, мне кажется, что работа Бородина продолжает совсем другую традицию, например чеховский цикл Ефремова. Очень многое - в темах, настроениях, образах (особенно образ природы) - похоже на МХАТовские "Чайку", "Дядю Ваню", "Три сестры". "Вишневый сад" Ефремова 1989 года цитируется буквально - маленький домик на авансцене, бал за полупрозрачной занавеской.
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments