Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Зрителям не рекомендуется, рекомендуется театралам.

«ПОД КРОВАТЬЮ», М.Левитин, «ЭРМИТАЖ», Москва, 2002г. (6)

Говорят, клоунада - самое демократичное искуcство, понятное детям и взрослым, профанам и эстетам. Левитин провел эксперимент, построил спектакль на самых простых клоунских гэгах и опроверг эту банальную мысль. Его спектакль вызывает активное неприятие «нормального зрителя», исход из зала начинается в середине 1-го действия. Вот такой театральный парадокс – самое «открытое» искусство превратилось в самое «закрытое».
Для такого эзотерического спектакля нужна во-первых особая публика, во-вторых особые артисты. Ветеран Пожаров (муж) и дебютант Ковальский (франт) – отлично владеют приемами обериу, очень органично выглядит и Катя Тенета, у остальных актеров получается не так интересно.
Арсений Ковальский занимает в спектакле (и вообще в режиссерской палитре Левитина), место, которое занимал Виктор Гвоздицкий. Гвоздицкому «место в палитре» оказалось тесно и он сбежал. Ковальский очень удачно вписался в оставшийся после Гвоздицкого контур – контур Пушкина, Фадинара, Шлиппенбаха, Казановы - воздетые изломанные руки в белых перчатках, легкость, стиль, отточенный жест, поворот головы.
Пожаров составляет с Ковальским, как когда-то с Герчаковым, отличную клоунскую пару. Вот только техника даже самых «левитинских» актеров не всегда поспевает за фантазией режиссера. В разговорных сценах (особенно в заглавной сцене – сцене «под кроватью») половина текста неразборчива, а это все-таки текст Достоевского.

Но, хватит о грустном… Красота режиссерского и сценографического минимализма, чистота приемов, совершенство формы - доставят театралу (особенно тому кто любит эксперимент) истинное наслаждение. Левитин обрел внутреннюю свободу, отбросил мысли о второстепенном: о зрителях, критиках, артистах, других театрах. Он сосредоточился на своем. Он так и говорил в интервью перед премьерой спектакля – это НАША азбука для НАШИХ зрителей.


буква «А» - АБСУРД,

буква «В» - ВЫБЕГАНИЕ (выбегает Пожаров в "Белой овце", в финале 1-го действия «Под кроватью» – Катя Тенета),

буква «К» - КУБИЗМ (в декорациях Боровского кубизм - разложение формы на простейшие элементы - был заметен еще на «Эрендире»),

буква «Ж» - ЖЕСТ (этой буквой прекрасно владел Гвоздицкий, а теперь Ковальский),

буква «М» - МИНИМАЛИЗМ (пустая сцена и одна деталь – спинка кровати),

буква «О» - ОБЕРИУ (как универсальный принцип),

буква «Р» - РЕПРИЗА (диалог мужа и франта построен как обмен клоунскими репризами),

буква «Ф» - ФРАЗА (франт говорит именно «фразами»),

буква «Э» - ЭТЮД (в спектакле несколько раз повторяется этюд «на мосту»).
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…