Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Да, Азия-с

*
"РЕВИЗОР", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2005г. (7)

По моему впечатлению (от видеозаписи) это самый маленький спектакль из Большого Коляды (из серии постановок классики в Коляда-театре). Он не так широк, сложен и богат, как остальные. Прям, без причудливых изгибов. На русских горках не катают, вывалили из брички в грязь и всё, приехали. Та же режиссерская чрезмерность применена на пятачке.

На смысловом пятачке одна генеральная метафора – грязь. Это среда, первоначало и первоэлемент, главное действующее лицо и главный актер - играет и роль денег (в сцене сбора взяток) и роль слов (в сцене чтения письма).

И на пространственном пятачке - буквально «на пятачке» поставлено, в песочнице, в луже. И разыгран детьми малыми, которые еще не знают чувства стыда. И даже чувство брезгливости им неведомо. Копошатся в этой грязи, топчутся, куличики лепят. Грязные босые ноги вверх задерут и дрыгают. Помоют ноги в ведре и снова в грязь. Сами измажутся и сцену вокруг песочницы измажут, и все время елозят по ней мокрыми тряпками - моют. Только помыли – снова натопчут.
В финале обиженные детишки находят козлов отпущения – закидывают камнями грязью парочку близнецов Бобчинского и Добчинского, а те в отместку сообщают о приезде настоящего ревизора (вот вам! Позову папу ревизора и он всех вас накажет) .

Хлестакова играет Ягодин и как всегда выделяется. Этот мальчик рыжий, яркий (местные обитатели какие-то корявые, серо-бурые, Городничий - помятый, потертый). Хлестаков из другой песочницы. Но и в этой он с удовольствием играет и эту грязь месит с азартом.
Хлестаков - европеец, он питерский, а уезд расположен где-то в Азии в татаро-башкиро-киргизии. Все в тюбетейках и слова ударяют неправильно ревИзор, богоУгодные зведения .
Осип – крепостной человек тоже из местных, из азиатов, в тюбетейке, с косичкой и с татарским акцентом.
В Питере свой первоэлемент, своя грязь, белая, гламурная – пудра. Хлестаков носит на груди золотой сосуд с пудрой. Местных дам посыпает (метафора спермы).

А песни здесь в Азии поют русские, две главные песни – женская и мужская. «В лунном сиянии» и «Двенадцать разбойников и Кудеяр-атаман».
Женщины ходят хороводом. Сразу вспоминаются хороводы из «Корабля дураков», только там был другой первоэлемент – вода, и спектакль был широкий. Женский мир отдельный, на периферии мужского спектакля (женщина смотрит на мужскую историю со стороны, как в «Маскараде»). И песня женская контрапунктом звучит (контрапунктом к копошению в грязи троечка мчится по снегу в лунном сиянии).

Мужская песня звучит как церковное песнопение, вот такая у них (у нас, «мужиков-скифов-азиатов» :) вера -«Вдруг у разбойника лютого / Совесть господь пробудил».

Сам-по-себе спектакль прост. Дополнительную сложность (и дополнительный интерес для насмотренного зрителя) ему придают отсылки к другим спектаклям, не только к «Кораблю дураков», ко всем следующим за «Ревизором» спектаклям Большого Коляды от «Гамлета» до «Маскарада» и «Слуги двух господ» – сквозные темы, приемы, образы, гиперссылки. Все это перетекает из спектакля в спектакль, сцепляется, развивается, переворачивается.
Отсылки не только внутренние, к собственным спектаклям. Этот «Ревизор» хорошо вписан в постсоветский театральный контекст, легко встраивается в ряд из «Ревизора» Херманиса, «Ревизора» Туминаса, «Ревизора» Фокина. Доводит образ «деревни Гадюкино» до предела и даже за пределы. Но вместе с тем и оппонирует перечисленным спектаклям, балтийские спектакли были отстраненные, рассудочные, холодные, внешние. Это был «западный», европейский взгляд. А уральский спектакль – скифский-азиатский, сделан изнутри. Похоже, да не так. Чересчур. Совсем другой тон. Что-то не то в этой грязной луже мелькнуло.
Может быть этим (а чем еще) обьясняется неприятие «Ревизора» Коляды московскими критиками.

на «Золотую маску» не выдвинули его постановку «Ревизора», полууголовное действие которого плескалось в жидкой грязи
http://www.smotr.ru/2007/nemoskva/2007_kolyada.htm

за полууголовное и жидко-грязное на «Золоту Маску» скорее выдвинут, чем не

=======

Посмотрел живьем - http://lev-semerkin.livejournal.com/579467.html
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…