Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Колядки-2013. № 6. «Замужество»

*
"ЖЕНИТЬБА", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2007г. (10)

Прекрасно прошел спектакль и сам-по-себе и как завершение гастрольной программы на высокой точке. Лучшей постановки для завершения гастрольного марафона и не найти. Ярко, звонко, весело, ритмично, энергично, оточено всё и отлажено. Просто-таки вишенка на торте, или золотой венец (вроде тех, из самоварного золота, что носят в спектакле персонажи собравшиеся под венец, то есть женихи).
Правда, потом оказалось, что это не вишенка, а самый торт.

Любимые актеры в знакомых масках – сваха-яга Маковцева, гиперактивный Труффальдино Макушин; квартет женихов - сангвиник Чистяков, меланхолик Федоров, флегматик Колесов, холерик Итунин; пара слуг - Зимина и Кучик (маленькая и высокий, комическая пара в кадрили).
Впрочем не все знакомые. Главную героиню Ворожцову (Агафью Тихоновну) я первый раз увидел , вот она в этом ансамбле действительно как вишенка на торте.
А главный герой Ягодин (Подколесин) свою маску (колючего, жесткого) сменил на противоположную, вышел не Петрушкой (Петрушка здесь Макушин, раскаленный как самовар), а Емелей. Тут он мягкий, легкий, светлый - не деревянная кукла, тряпочная.
Такая же перемена коснулась и режиссерского стиля – режиссура никого не атакует, не эпатирует, на русских горках не катает, а только радует живой игровой стихией кукольного театра и мягкой иронией по поводу нашего всего – великой русской школьной программы по литературе и системы Станиславского. Зритель смеется исключительно добрым смехом над бюстами и портретами классиков, которых наконец-то «понесла с базара вместо милорда глупого» бойкая служанка, правда Гоголя она с Пушкиным перепутала. Вступительный монолог начитанной служанки сразу задает тон, правила игры, зал сразу принимает и подхватывает эту волну. Зритель открывается, расслабляется, если и вздрагивает то только от музыки (вместе с актерами с каждый музыкальным ударом оперного лейтмотива). Если и удивляется, то сочности метафор (жених и невеста сидят и качают на вытянутых ногах кукол).

И получает в финале удар под дых. Сапогом в живот. Откуда не ждал.

От Подколесина-Емели. Оставили его одного в комнате, свет погасили и полезли в кукольную голову некукольные мысли. Ягодин мастерски играет такие мгновенные переключения регистра, паузы мастерски держит, долго. Физически ощущаешь в этой тишине как что-то происходит, поднимается, подступает, переворачивается. Печально так сидит (пластический рисунок тот же – светловолосый тряпочный Емеля/Пьеро), а голос совсем другой, живой, он не вовне говорит, а сам с собой. Говорит медленно, с такой легкой печалью.

( И как же он похож становится на русского Пьеро - Андрея Миронова. «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки. И буду счастлив я вполне. Но …» )

И от слуг Степана и Дуняши, которые разыгрывают сценку-двуходовку. Материализация мыслей Подколесина.
Здоровенный и тормознутый Степан все время вел линию комического слуги, живой пародии на хозяина.
"Эй, Степан, подай сапоги", обращается к нему Подколесин. "Эй, подай сапоги", повторяет за ним Степан. Обращается куда-то вдаль и не трогается с места. Слуга повторяет барина, тот Емеля и этот Емеля.
Не понятно только почему у него на голове золотой венец оказался, как у жениха.
В конце стало понятно, когда они с Дуняшей сыграли сценку первой брачной ночи. Возвышенно-поэтически-эротическую метафору мужского/женского ("девочка на шаре") с внезапным переходом в грубую реальность.

Вот этого перехода из огня в прорубь, вот этого совмещения высоты и бездны не может вместить, вынести сознание, душа, сердце. Подколесин уходит. Вниз. В люк.

А невесте Дуняше бежать некуда. Она (также, как и в «Маскараде») представитель автора и находится за скобками этой кукольной «Женитьбы», впервые в истории театра зеркально перевернутой в «Замужество».

=======

В 2016 году смотрел по второму разу - http://lev-semerkin.livejournal.com/663403.html .
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…