Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Колядки-2013. № 5.2. «Папа Лир и его дети»

.
Многое в «Лире» выглядит репликой к «Гамлету», продолжением.

И смыслов. И образов. И даже предметов. Вот большое корыто из «Гамлета» (игравшее там роль ванны для ритуального омовения королевских особ, и роль лодки в сцене проводов Лаэрта, и роль могилы в сцене с могильщиками, их голоса глухо звучали из-под корыта – эффектный прием) оставило потомство – выводок маленьких жестяных корытцев в «Лире». Их развесили на тех же стенах, где висели картины, и во втором действии в сценах войны рисовали на них "клюквенным соком" мишени. И эти маленькие серые корыта оказались многофункциональными, многозначными в больше степени, чем черное материнское корыто. Впрочем главные ассоциации они унаследовали от «мамы» – ванночка, лодка, гроб, могила. Еще грохотали в сцене бури (театральный гром не за сценой, а на сцене, прием обнажен). И во втором действии выстроились в пирамиду в центре сцены на том же месте, где в Гамлете была пирамида из банок.
Вот и Освальд-Белов перешел сюда из Гамлета (там он был Озриком).

В финале «Гамлета» человек новорожденный, а что будет с человеком дальше?
Вот нам и показали это "дальше" в «Лире».
В «Лире» человек узнает первые сведения о себе. Точнее говоря, не узнает, а начинает понимать и чувствовать. Эти сведения и дикарь Клавдий знал («и он отца утратил, и также тот; что живо - то умрет и в вечность отойдет»). Но одно дело знать и учитывать в политике, а другое дело осознать и прочувствовать (что это не «про него», а «про себя»).

Первые истины самые простые. Потому и спектакль прост, не такой изощренный, как другие постановки Большого Коляды. Режиссура упростилась, выглядит более «нормальной», без закидонов и беспредельщины. Вместо стаи взрослых дикарей - стайка детей, рейтузы с фонарями на коленках. Этот костюмообразующий прием (тряпок напихать и растянуть) является разновидностью маски (клоунского шарика на носу), или постоянной униформы для актеров Коляда-театра – женских платьев.

Новорожденный вырос и стал все больше походить на отца (на тень отца, которую мы видели в «Гамлете»). И тоже упростился, сюрреалистическая тень с крылышками и усиками на макушке очеловечилась. Фактически получилось, что режиссер сам себя использовал в роли натурщика. Ну какая тут актерская игра, тут натура играет. Сыграл своими словами слезами. А в последней сцене он и вовсе вышел без сценического костюма, в своем каждодневном, в джинсах. Уже не персонаж, не Лир, а «я сам». И это тоже реплика к финалу "Гамлета", актер без костюма обнажен.

А на того Гамлета станет похож кто-то из нового поколения. Самый развитой из детей – Эдмонд. Но никаких гамлетовских уроков он не усвоил, нет никакой генетической памяти, каждый раз надо все сначала начинать, проходить путь с нуля, а каким путем "наследник" пойдет - неизвестно.
У других птенцов только инстинкты (выпихнуть из гнезда, расклевать ранку). А у этого сознание пробудилось, рефлексия. У Ягодина есть один настоящий эпизод в роли – короткий монолог с рефлексией Эдмонда.
А в остальных сценах и он и остальные птенцы играют по-детсадовски. Кто-то лучше (очень хорошо вышли герои верные и прямые Кент-Чистяков и Эдгар-Макушин, бывают такие "прямые" дети с врожденным нравственным законом), а кто-то кривляется как-то невпопад (Колесов в роли Глостера). У девочек лучше всего получается играть в куклы (прекрасная сцена с птенчиками на батарее корыт-гробов и потом они все в одном корыте рядком лежат).
При таком шутовском хоре совершенно не нужен оказывается шут. Я не заметил его в сцене дележа королевства и подумал – вот как правильно, именно его и надо в таком спектакле сократить. Но потом он все же появился и ничего в спектакль не внес.
Но это всё частности. С главной задачей, с созданием коллективного образа, хора актеры справились прекрасно (все вместе, вся группа-труппа). И финал они сыграли единым целым, как хор. Все "дети" выстроились в шеренгу наискосок, как зеркальное отражение зрительного зала, потрясенных трагедией зрителей. И вот так приравнявшись со зрителями они затем приравнялись (и нас приравняли) с героями, легли каждый с свое корытце и затихли.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Чик Кориа (1941-2021)

    . Его частная жизнь была предельно закрытой, непубличной. Его уход - завершение частной жизни, об этом сообщили только через два дня на странице в…

  • Страсти малой формы

    . «СТРАСТИ ПО ИОАННУ», Э.Пэррот, Taverner Choir, Consort & Players, Англия. 25.09.2018г. (8) Протестировал новый концертный зал Зарядье. Здание…

  • Музыка для театра (и кино)

    * Сегодня Роберту Планту исполнилось 70. Вспомнил знаменитые театральные спектакли, в которых звучит его голос. «Обратная сторона Луны» (Робер…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments