Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Колядки-2013. № 5. «Папа Лир»

*
"КОРОЛЬ ЛИР", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2008г. (10)

Спектакль почти ровесник «Гамлета», на год моложе, но сценическая судьба другая. На этих гастролях он намного лучше прошел, чем «Гамлет» и принимался лучше, почти также как свежие премьеры. Тут возможны и какие-то случайные причины, но есть одна принципиальная и находится она в пьесе. «Гамлет» и «Король Лир» очень разные пьесы, а Коляда-театр не тот театр, который все пьесы по очереди одним ключом открывает. Отличие, которое сильнее всего влияет на судьбу спектакля во времени – возраст главного героя, Гамлет молод, Лир стар. В жизни спектакля «Гамлет» время, натура работает против него. А в жизни «Лира» за. В среднестатистическом случае, когда исполнитель роли Гамлета старше персонажа, а исполнитель роли Лира моложе. С каждым годом Гамлет удаляется от идеала, от трагедии принца, так и не ставшего королем, а Лир приближается к трагедии короля, переставшего быть королем.

Здесь центральный персонаж настолько сильно выделен из всех остальных, что сразу вспоминаешь «Слугу двух господ» (хотя казалось бы, ну что может быть общего). Структура из двух элементов – герой и хор. Там чистая комедия, здесь – чистая трагедия, вот в этой чистоте жанра сходство.

Лир и остальные. Лир и дети.
Не король и подданные. Не режиссер и его труппа. Даже не отец и дети, еще проще, еще интимнее – папа и дети.
Хор – форменный «детский сад», и то как перипетии пьесы разыграны – это детский сад ("праздник непослушания").
А в центре над всеми возвышается воспитательница, то есть воспитатель - человек с ярко выраженным отцовским инстинктом, наседка с цыплятами, только в мужском роде. Кудахчет, радостно смеется, хлопочет, гневается. Купает их в ванночке, и не замечает, что цыплята подросли (перышки мягкие, а клювики жесткие) и норовят папашу в темечко клюнуть и в эту ванночку запихнуть, а другой ванночкой сверху накрыть, чтоб не вылез – вот такая простая вещественная метафора, «старый что малый» - и там и там ванночка. Из ванночки вышел - в ванночку вернешься. Сначала ты их искупаешь, а потом они тебя.

Вторая простая метафора – снег. «Вот снег идет – какой смысл?». Тут на сцене часто идет снег. И смысл очень нагляден. Один и тот же снег, а воспринимается по разному. Первый снег в радость, актеры как дети малые под снег ручки подставляют и смеются. Второй снег в сцене бури – каково под этим снегом раздетому, нищему. Третий снег в финале – падает в раскрытые могилы. Одинаковым слоем покрывает - и героя и хор, и страдальцев и злодеев.

Самая большая трагедия не когда герой умирает, а когда умирает хор.
=======
Продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/511010.html

Отклик с интересной дискуссией - http://skaska-skazok.livejournal.com/103358.html
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments