Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядки-2013. № 4. «Слуга всех господ»

*
"СЛУГА ДВУХ ГОСПОД", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2012г. (8 ½ :)

Если какие-нибудь пьесы-пьес, типа «Вишневого сада» или «Гамлета», поставлены в Коляда-театре так, как они поставлены, то есть с максимально возможной чрезмерностью, с максимальной свободой по отношению к «букве» и максимальной концентрацией на «духе», то итальянскую комедию надо ставить именно так, как поставлен «Слуга двух господ».

Коляда абсолютно последователен, абсолютно верен себе и в этой работе. Раз уж крайности, то крайности во всем. И на одном краю (в серьезном-содержательном) и на противоположном краю (бездумно-игровом и бессодержательном). Если на одном краю абсолютный театр, то на другом абсолютный анти-театр (наизнаку вывернули), его антипод или брат-близнец, это как посмотреть. Что есть театр? Что есть анти-театр? В каком-то смысле именно на «Слуге» мы увидели абсолютный театр, абсолютно чистый, свободный от любых нагрузок, абсолютно пустой. И в эту пустоту можно нанести всё что угодно, любую отсебятину, пустота все подряд втягивает и принимает - картошку, арбузы, конфеты. Выпущенная на абсолютную свободу игровая стихия все перемалывает, рвет связи и превращает любое движение в броуновское – без направления и цели, движение-само-по-себе. Театр-сам-по-себе. Идеальный театр – щенячье дуракаваляние, импровизация и простодушное обращение в зал от себя.

В идеальном театре царит идеальный актер – маска, Труффальдино. В «Слуге двух господ» Коляда-театра – Антон Макушин (уже второй день подряд он «зажигает» на сцене, выстрел дуплетом в голову зрителя, убил наповал). Здесь, собственно, только два действующий лица – актер-маска и хор-массовка. Абсолютный актер, который может все, играть все роли и ничего не играть, а говорить от себя. И ровно то же самое можно о хоре (об участниках хора) сказать.

Он может служить не то что двум господам (скажем, двум театральным господам – трагедии и комедии), а всем господам сразу. Любые роли играть. В любые пьесы, в любые спектакли, в любые картины свое лицо встраивать, свой «инструмент» вставлять (последнее нам наглядно продемонстрировали в финале). Сегодня Гамлет, а завтра в массовке во втором ряду прыгать. Сегодня Труффальдино, а завтра в фойе книжками торговать.

Экспериментальная исследовательская пограничная работа, но как же это не похоже на лабораторный театр. Насколько это все зритель-френдли. И насколько простой месседж - обьяснение в любви к театру, открытым текстом.

И вместе с тем – да, исследование границ. О природе актера, о природе театра, о природе искусства. Даже о человеческой природе. Человек, подлец, ко всем приспособиться может. Попрыгунчик. В женском платье, с размалеванным гримом лицом. Или бестыдно открытый - босиком, голышом. Или в плавках с надписью на причинном месте. Да еще ломтем арбуза себе в харю. Да в шубе под светом софитов.

А зритель это тоже человек-подлец, который всё вытерпит. И в анти-театре театр увидит, и эмоцию словит и смысл разглядит. И ассоциации найдет.
Время от времени самые разные художники подобные исследования природы собственного искусства предпринимали. Вот навскидку, накидаю примеров, что первые в голову пришли – «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «8 ½» Феллини, а в театре – «Принцесса Турандот» Вахтангова и «Гамлет» Жолдака и «Чайка» Бутусова и «Молитва клоунов» Погребничко и «Иллюзия» Женовача.

А для критика самая тяжелая и неблагодарная задача такие спектакли разбирать. Сразу оказываешься в дурацком положении, перед тобой подставились по полной программе, плюхнулись и развалились на сцене, ногами дрыгают. А лежачего не бьют.

=======

UPD: 03.02.2020. Во второй раз посмотрел - https://lev-semerkin.livejournal.com/817341.html - и оказалось, что разобрать спектакль можно.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…