Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядки-2013. № 3.2 «Династия»

*
Продолжу про вчерашнего «Гамлета» Коляда-театра (начало - http://lev-semerkin.livejournal.com/510113.html).

Спектакль постарел, это очень заметно. Форму он держит за счет того, что многие участки живой театральной ткани отвердели, ороговели, превратились в мозоли. Требуется зрительская реставрация (хорошо, что есть запись, надо бы найти время и пересмотреть).
Особенно сильно женские роли окуклились. И в целом получился совершенно мужской спектакль (первые два, что видел на этих гастролях, «Маскарад» и «БСЭ» у меня были женскими).
У Маковцевой-Офелии была одна живая сцена, немая, мечты в одиночестве, рис винные пробки из таза на себя высыпала, о свадьбе мечтала. У Ермоловой-Гертруды и одной не было, живой она была только в первых массовых сценах, гримасы очень азартно строила, там и все азартны были, постепенно градус спадал. Во второй части непрерывная линия сценического действия стала распадаться на пунктир из сцен, парад аттракционов-метафор и даже вставных номеров.

Такой вставной была сцена Белова-Озрика. Своя публика, те, кто не первый раз смотрел, дружно реагировали, а у остальных было недоумение из-за явного выпадение из общего ритма. Но для меня эта сцена все равно «зачетная», уж очень придумано хорошо. После дикости-первобытности (а это была не настоящая дикость, а карнавальная – грим, гримасы, клоунада - кривляние пост-модерна, еще одно доказательство не первичной, а «вторичной» дикости, одичания) такой точный переход к следующей стадии, дикости галантной.

Роль Гамлета тоже пунктиром была сыграна, пластический рисунок отработан идеально (память тела и удивительно, как точно сохранились в этой памяти совершенно мальчишеские жесты у актёра, в остальных ролях давно взрослого).
А текст Ягодин на автопилоте подавал и чем дальше, тем менее разборчиво и более формально (да еще музыка забивала). Тем заметнее был эффект тихих мест, пауз и остановок. Одна пауза особенно в память врезалась, Гамлет один на сцене остался, после шумной предыдущей сцены одна из банок, кем-то отброшенная, каталась по сцене и пока она не остановилась, он не начинал говорить. А я как завороженный смотрел на затухающие колебания этой банки.

Собственно первое действие было сделано двумя полярными кульминациями, сильнейшими мужскими сценами – вторая это монолог Гамлета в темной комнате, картинной галерее королевского дворца (только перышки, оставленные призраком на картинах светятся). Подводку к этой сцене играл Коляда-Призрак (совершенно сновидческий Призрак, детский сон, как перышко легкий, свободный, спокойный, тень отца из детских воспоминаний, он первый раз появляется, когда Гамлет после первого монолога-взрыва под ванну закатывается и засыпает).
А первая сцена - купание нового короля. И подводку к ней сыграл сам же король, когда вышел один и вынес Джоконду в подарочной упаковке и жадно лапал и целлофан с нее обрывал. Макушин-Клавдий, вот кого мумификация не коснулась совершенно, вот кто вчера «купался» и зажигал, вот кто непрерывной линией сыграл, ни на секунду не выпадая. И все переключения регистров отработал. Роль то очень сложная. Был Клавдий-маленький, "бычок" - торжествующий, дорвавшийся. Был Клавдий-большой, "бык" - политик (как он Лаэрта водил во втором действии). И наконец, Клавдий-человек (из рода Гамлетов).

Уже не один десяток «Гамлетов» посмотрел и все равно что-то бывает в первый раз, что-то новое открывается. Здесь впервые увидел, что Гамлет и Клавдий – близкие родственники, представители одной королевской династии, много общих фамильных черт. Сначала они уравнены со всеми датчанами в дикости, участвуют в общем хороводе, пусть Клавдий с азартом, а Гамлет по инерции (он чуть в стороне, «прислонясь к дверному косяку» наблюдает). И в одной ванне датских королей они моются.
Но потом они оба выделены из одичавшей дворни монологами, наедине с собой сначала Гамлет обретает человеческий тон, это понятно и предсказуемо (в хороводах Коляды всегда бывают остановки и делают их главные герои), но потом и Клавдий тоже в монологе перед молитвой заговорил точно таким же голосом и чуть ли не «к дверному косяку» привалился, чтоб услышать те же «отголоски». Это сходство положительное - дяди с племянником. А есть и обратное сходство, отрицательное, смачный плевок Гамлета в Лаэрта (за весь зал не скажу, но вокруг меня все вздрогнули) – фирменный приемчик Клавдия, тот постоянно плевался в окружающий мир (самоутверждался так на вершине власти и ставил на место подвластных). После этого плевка, Гамлета уже совсем не жалко, такой Гамлет должен умереть.
Tags: Гамлет, Коляда, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…