Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядки-2013. № 3. «Человек родился»

*
"ГАМЛЕТ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2007г. (7/10)

Привык уже оценивать свои впечатления от спектаклей по 10-бальной шкале и обычно никаких проблем при этом не бывает, но данный случай сложный. Я видел спектакль в записи в свежем состоянии и вот сейчас увидел в состоянии частично мумифицированном. Поэтому оценка двойная. Десятка – это интегральная оценка, а семерка – оценка вчерашнему впечатлению.

Самый оптимистичный «Гамлет» на моей театральной памяти. Может быть единственный оптимистичный (навскидку не могу вспомнить другой такой оптимистической трагедии). Хэппи-энд как говориться налицо. Предьявлен зрителям в самом непосредственном неприкрытом виде. Спектакль заканчивается не смертью героя, а рождением героя. Мы наблюдаем рождение человека из дикаря. Гамлет-дикарь умирает. Если зерно падши в землю не умрет, оно превратится в череп Йорика. А если умрет, то принесет много плода. В финале происходит настоящее театральное чудо, тело умершего Гамлета не в скелет превращается (такой, как мы только что видели в сцене с могильщиками), а в человеческого зародыша, в точку «ноль» на вертикальной оси (сверху проливается свет). В точку нового отсчета.

И это не рождение, а воз-рождение. Потому что дикость, которая царит на сцене на протяжении всего действия это не первоначальная дикость, как в «Борисе Годунове» (где массовка почвенная, согбенная нуждой и необходимостью сгруппироваться и ощетиниться в борьбе за существование). Здесь дикость вторичная, результат одичания, варваризации (если вспомнить падение Римской империи), очень злободневная для конца 20-го и начала 21-го века тема и у нас (деградация после распада Советской империи) и для мира в целом (победа общества массового потребления, конец истории, конец модерна).
Новые варвары живут в музее прошлой, полузабытой культуры (на стенах развешаны вперемешку медведи Шишкина, незнакомки Крамского, тайные вечери, куртуазные ангелочки) и устраивают языческие пляски-камлания с Джокондами в руках (а также с козлиными копытами, куриными лапами и кабаньими мордами).
Картинную галерею зрители имеют возможность рассмотреть перед началом спектакля, а когда после антракта возвращаются в зал, в самом центре «музея» стоит новый экспонат – главный арт-обьект современного искусства, идол поп-арта, капище - целая батарея жестяных банок (то ли пивных, то ли из-под супа Кэмпбелл, а на самом деле кошачий корм).
Вот такой пост-модерн – ангелы, медведи, банки, апостолы, джоконды, копыта. Магическая струя воды, которая проливается сверху и в начале спектакля превращает Клавдия в короля, в финале смывает все (магический театральный свет прячет весь этот пост-модерн в темноте) и остается голый человеческий зародыш на пустой плоскости сцены. Кубрик победил Уорхолла.

продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/510377.html
Tags: Гамлет, Коляда, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…