Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядки-2013. № 2.2 Еще раз «ку-ку»

*
В пьесе три действующих лица, нечетное количество, что создает неравновесную ситуацию, кто-то окажется третьим лишним, кто?
Такая пьеса как табуретка на трех ножках. Все три должны быть прочными, на двух ножках (тем более на одной) не устоит, завалится.
Впрочем, актерское трио в спектакле собирается не сразу, по большей части спектакль состоит из серии дуэтов, число сочетания из трех по два – Вера и Вика, Вика и Артем и, наконец, – Вера и Артем. Дуэт это тоже своего рода ку-ку, вопрос-ответ.

Первый дуэт – женский сразу задался, и тон спектаклю задал. И персонажи и актрисы – антиподы. Вера – дурочка, Вика – не дурочка. Себе на уме. Вера открытая и даже распахнутая, Вика – закрытая, забронированная. Вера – большая (Ермолова здесь ОЧЕНЬ большая, во всех смыслах), а Вика – маленькая (ее имя тоже имеет значения – уменьшительное от Виктория, победительница). Ермолова - актриса за гранью нервного срыва, а Маковцева - актриса на грани нервного срыва. В это паре Ермолова солирует, первый номер, а Маковцева играет роль стенки, второй номер. И прекрасный получается дуэт на контрасте, два полюса и драматический конфликт.
Появление третьего персонажа, мужчины, вносит еще больше эксцентрики, перца, в дуэт добавляется острая характерность третьим голосом.
Но стоит главной солистке удалится и Вика в один миг преображается, усложняется. В образовавшемся теперь дуэте Вика-Артем уже она играет первым номером. Вика начинает открываться, броня не такая уж прочная. Маковцева играет женщину на грани нервного срыва, у нее свои протуберанцы, броски из огня в полымя, от демонстрации крутизны к полному отчаянию. Такие проявления женского начала озадачивают и петушка Артема и зрителя. Второй дуэт прекрасно складывается (и между персонажами и между актерами), это другой театр, здесь больше игры, брачные игры, что может быть увлекательнее. Но возвращается третьей лишней, то есть Веры, и все очень быстро приходит к взрыву. Так заканчивается первое действие.

В антракте знакомый театрал не мог скрыть восторгов, а я их разделил вполне, но с оговоркой - посмотрим что дальше будет, в современных пьесах очень часто возникает проблема развязки. Некоторые опасения вызывала также фигура Артема, с какого-то момента он начал двоиться, не своими словами заговорил ("а вы смотрите авторское кино").

Второе дейстие - послесловие к первому и здесь "табуретка" стала заваливаться на один бок. Легкая игровая комедийная маска "петушка" Артема разрушилась какими-то отвлеченными сентенциями, совсем не свойственными таким практичным людям. Настала очередь и Артему раскрыться, но я так и не поянл, что у него внутри. С Викой все ясно, она возвращается в исходное закрытое, простое, жесткое состояние. Опускает забрало перед Верой, а получив то, что искала, перед Артемом тоже.

Наступает очередь третьего дуэта - Вера и Артем. И здесь он уже совсем тушуется. Ермолова так расходится, что ей уже и стенка не нужна, партнер только изредка включается и реплики подает. И вот странным и неожиданным образом именно это ничтожество Артема придало смысл финалу спектаклю и этому персонажу.

Распалась связь времен, первое «ку» прозвучало, а в ответ – тишина, звено оказалось последним – повисло в воздухе. Театр призван восстановить связь времен, склеить («своею кровью двух столетий позвонки»). Коляда и Ермолова именно это делают. Своею кровью и плотью (Жан хорошо написал в комментариях к отклику на спектакль http://jeanix.livejournal.com/121688.html - « из собственной судьбы выдёргивал по нитке»). Они принимают советское наследство – Большую Советскую Энциклопедию, в которой, как считает Вера, есть ответы на все вопросы, и дальше, зрителям передадут. И ведь верно, в советском прошлом находятся все ответы на сегодняшние вопросы, просто потому, что это наше единственное прошлое. Вопросы надо задавать советскому человеку, а Вера это такой гипертрофированный советский человек - в нее надо вглядеться, иначе ничего в нашей стране не поймешь, в нее так интересно вглядываться, как в загадку ("я стою, как перед вечною загадкою"), как в нечто родное - это такой душевный интерес, сочувствие.
А еще БСЭ это как комната в «Сталкере», каждый получит то, что хочет сильнее всего.


Для Артема финал открыт, да он остается один и в полном тупике – и курточку снимал, и наизнанку выворачивал, и потоптался на ней, и снова надел, но выхода не увидел. Отрицательный результат, но ведь это тоже результат. Для него - третьего лишнего, единственного из троицы героев ничего не ясно, его история продолжается. По крайней мере своей долей "брюликов" он не удовлетворился, значит есть надежда, что в БСЭ для него приготовлен какой-то другой ответ.
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Рас-кая-ние Кая

    . «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, СПб, 2019г. (10) Посмотрел во второй раз (первым была трансляция Золотой Маски).…

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments