Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядки-2013. № 2 «Ку-ку»

*
"БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ", Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2012г. (10)

С моей зрительской точки зрения Коляда уже четко разделился на «Большого Коляду» и Малого Коляду».

«Большой Коляда» это большие многонаселенные постановки классических пьес. Сложные постановки, избыточные и по смысловому и по образному ряду и по режиссерским приемам (Созерцатель сегодня в фейсбуке выдал прекрасную формулировку о "Маскараде" - «местами творчески разнузданный»). Постановки сложные изначально, уже хотя бы тем, что содержат два смысловых и образных потока – авторский и свой, и движение навстречу, и диалог, и столкновение. При этом классический пласт настолько мощный и прочный, что любую «разнузданность» выдерживает и даже поощряет. Это «Ромео и Джульетта», «Вишневый сад», «Борис Годунов». И свежий «Маскарад» это прекрасный экземпляр из этой же серии.

«Малый Коляда» - постановки собственных пьес. Более камерные, часто комнатные, с небольшим количеством персонажей. Здесь никакой игры с текстом нет, пьесы равны постановкам, то есть это идеальные авторские постановки пьес. Никакой дистанции (в этом весь смысл). И если там есть какой-то диалог, то не с пьесой, а только тот, который внутрь в пьесу заложен. Это «Корабль дураков», «Всеобьемлюще», «Баба Шанель» и свежая «БСЭ» - прекрасный экземпляр (а на мой вкус просто лучший) из этой малой серии.

Пьеса продолжает линию «Мурлин Мурло», но так нелинейно продолжает, не столько повторение интересно, сколько развитие. И темы, и центрального персонажа. Да и зовут ее теперь не Мурлин, а Вера, имя имеет значение. Роль конечно роскошная, подарок для актрисы. Ну и потом для зрителей, разумеется, если актрису нашли подходящую. Тут нужна актриса из самой высшей категории, вот как для актеров мужчин есть высшая категория (я ее для себя называю «матёрый человечище» – Петренко, Ульянов, Багдонас, Суханов, Брандо), так и для актрис есть эквивалент – «женщина ЗА гранью нервного срыва» (Загорская, Чурикова, Лив Ульман). Ирина Ермолова именно из этой высшей категории, именно в таких ролях она проявляется (а в роли Штраль хулиганит). Тут такой диапазон состояний, такая амплитуда, такие протуберанцы. Такое поле для приложения сил, для пластических и эмоциональных метаморфоз, для вложения души и таланта. Для переодевания, в конце концов (в очки, в меховую шапку, в свадебное платье, и просто остаться в нижнем белье). Есть куда впрячься. Есть во что упереться и взлететь. Выплеснуть женскую силу и актерскую энергию. Ну и обратно получить отдачу (сверху и спереди - от зрителей). Тут закон простой – как аукнется, так и откликнется.

Вот, кстати, про «ау» и отклик. И про ку-ку. Именно с этих позывных «ку-ку» спектакль начинается (с этого «ку-ку» начинается фонограмма песни-лейтмотива «Исчезли солнечные дни»).
Драматургические достоинства пьесы – само собой, но пока еще ни одного слова не произнесено, сцена темна, ни одного персонажа зрители еще не увидели, а сколько тем задано. Это чистая режиссура и Режиссура с большой буквы. Про эти несколько «ку-ку» можно отдельный пост написать. Тут и мементо-мори (главное событие пьесы, первотолчок – смерть. «Кукушка, сколько мне жить? – ку…, - а почему так ма…»). И кукушка на часах как символ времени. И фирменные колядки - зацикливание-заклинание: "уйди-уйди", "едем-едем", "мурлин-мурло". И вопрос – ответ, воздействие - отклик. Звук и эхо. Советское и пост-советское, как эхо советского, как второе «ку». Пока за первым ку слышится второе, а затем еще раз ку-ку, не распалась связь времен. Звено за звеном куется: «ку-ку, ку-ку, ку-ку исчезли солнечные дни ку-ку, ку-ку и птицы улетели», а потом «вернутся снова птицы». Или НЕ вернутся.
Но об этом в следующий раз - http://lev-semerkin.livejournal.com/509495.html .
Tags: Коляда, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments