Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Как закалялась сталь

.
«СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА», В.Федоров, МАЛЫЙ ТЕАТР, Москва, 2005 г. (8)

Постановка Малого театра пожалуй самая неожиданная из четырех московских постановок «Смерти Тарелкина». Она самым нетривиальным способом решает проблему «неправдоподобия пьесы». Вот простой пример – Варравин обыскивает вещи Тарелкина, обыскивает его квартиру, но не догадывается обыскать самого Тарелкина (даже после ареста), тогда бы он сразу нашел спрятанный «на теле» компромат и к чему весь сыр-бор, к чему такие сложности?
Самое простое решение проблемы «неправдоподобия» – вывести пьесу за пределы реальности, за пределы бытового правдоподобия. Это – гротеск, фантасмогория, и тогда там все возможно. Поэтому режиссеры всячески уводят постановку от быта, а персонажей - от психологических мотивировок. Привлекают самые экспрессивные режиссерские приемы ("Смерть Тарелкина" Коршуноваса в Et Cetera), добавляют в спектакль хор, поющий блатные песни ("Смерть Тарелкина" Левинского в теате им.Ермоловой) – то есть погружают пьесу в искусственную среду собственного изготовления.
В Малом театре пошли на самоограничение, подошли самым непростым, самым чистым образом – никаких посторонних подпорок, опираемся только на текст. Все через текст, все через актеров, которые играют не отвлеченные идеи, не фантомов , а реальных людей - персонажей, написанных автором.
И действительно, великолепный текст Сухово-Кобылина лучше всего звучит именно в Малом театре, где ему ничто не мешает, ничто не отвлекает. В хрестоматийном монологе над гробом Тарелкина звучит каждая фраза, каждая метафора и гипербола, каждый поворот мысли, словно это стихотворение в прозе. Также замечательно звучит и симметричный ему финальный монолог Варравина – кульминация спектакля.

Идея пьесы и оправдание всех коллизий выражено через отношения в паре Варравин-Тарелкин (учитель-ученик, отец-сын). Две параллельные интриги, две игры, которые ведут оба главных героя и ведут сходным образом, оборачиваясь в других людей (Тарелкин в Копылова, Варравин в Полутатаринова) – вот скрытый смысл пьесы. Варравину не столько компромат нужно вернуть, сколько переиграть, проучить Тарелкина (проУЧИТЬ в буквальном смысле, то есть дать наглядный урок), ему нужно чтобы Тарелкин ОСОЗНАЛ и сам отдал «интимнейшую переписку». Фантастическая гипербола сцены в полицейском участке (Всю Россию арестуем! Всё-наше!) это наглядный аргумент, это спектакль разыгранный Варравиным для Тарелкина (и соответственно автором и театром - для публики). Вот так устроена жизнь, хотите вы этого или не хотите. А те индивиды, что рассчитывают ее перехитрить, надеясь на собственную свободную волю и талант комбинатора – проиграют, ибо «на всякого мудреца довольно простоты». Здесь есть важная параллель Тарелкин-Глумов. На всякого Глумова найдется Мамаева, на всякого великого комбинатора найдутся простые румынские пограничники и вытрясут все, что тот накомбинировал. Жизнь не прощает тех, кто зарывается. Но и не добивает тех, кто упал (у Глумова и Тарелкина сходный финал, их возвращают к жизни).

К сожалению, в этом спектакле провисает длинная сцена в полицейском участке (бОльшая половина второго действия). Лидер, мотор спектакля - Тарелкин-Зеничев и когда его нет на сцене, становится скучно. И «полицейская команда» и «жертвы» играют слишком бытово, слишком прямолинейно. На высоте режиссерского замысла в спектакле существуют только Зеничев и Кудинович (Варравин). Режиссер хотел, чтобы например в монологе об обжорстве Расплюева были задеты человеческие струнки, был момент озадаченности и даже тревоги, этот второй план сделал бы героя более обьемным, и кстати монолог стал бы еще смешнее, но Еремеев играет только первый план.

В последней сцене с появлением Тарелкина в спектакль возвращается смысл. Зеничев играет в особенной, специальной манере именно этому спектаклю и этому залу соответствующей. Он играет непосредственно с залом, никакой четвертой стены, постоянное обращение и общение со зрителями (зал маленький и уютный, всего 8 рядов и действительно кажется, что он рассказывает персонально каждому зрителю).

А финал - открыт. Кандид прошел испытание и стал Силой, теперь он закален, «службу знает», годится на большие дела, но оправдает ли он надежды генерала Варравина?
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments