Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

МХТ-Гамлет

*
«ГАМЛЕТ», Ю.Бутусов, МХТ им.ЧЕХОВА, 2005г. (4)

Что понравилось.

Понравилась, собственно, всего одна сцена – первый разговор Гамлета с Призраком. Она поставлена как воспоминание о первом разговоре отца с сыном – ночью, возле лодки, на острове, на рыбалке, у костра. Первый мужской взрослый разговор, такой отпечатывается в памяти навсегда – сильным цельным чувством. И остается только воспоминанием, потому что в дальнейшей жизни эта цельность разменивается, разбивается на кусочки. Такое базовое опорное воспоминание было и в предыдущем спектакле Бутусова «Воскресение. Супер» (первая встреча Нехлюдова с Катюшей на Пасху).
Потом от сцены с Призраком в спектакле возникают пунктиром короткие отражения, как эхо, как искры от костра – монолог о Гекубе (отец сидит рядом, спиной к Гамлету, лица не видно – в этой мизансцене есть что-то бергмановское), монолог при встрече с войском Фортинбраса (рядом – та самая лодка), второе появление Призрака во время разговора Гамлета с Гертрудой (отец дает сыну подзатыльник за непочтительное обращение с матерью). И, наконец, финал, снова появляется Призрак, снова кусочек из прошлого, из детства – осколочек утраченной ясности.

Все остальное – не понравилось.

Набор сцен, нагромождение приемов – поставлено словно бы по обязанности (написаны сцены – приходится их как-то ставить). Театральная ткань разьедена иронией, фиглярством, приколами (Гамлет принимает Полония за торговца рыбой – Пореченков изображает кавказца с рынка) и если посылает зрителю какой-то месседж, то только месседж о невозможности поставить пьесу в нынешних обстоятельствах – в наше время, в этом театре, с этой командой.
Режиссура рассыпалась, вслед за ней рассыпались и главные роли. Цельное впечатление только от Призрака (Сергей Сосновский), он живой, а живые герои – призрачные, в одной сцене такие, в другой сякие, зачем-то актеры играют по несколько ролей, зачем-то некоторые сцены повторяются дважды.
В спектакле есть еще два цельных образа (Офелия и Лаэрт находятся в детском, простом неразорванном состоянии, когда еще возможна внятность, определенность, сильные чувства), но они оказались задвинуты на периферию спектакля солирующим питерским трио.
Впервые я увидел в театральных ролях Трухина, Хабенского и Пореченкова такую явную отсылку к их телесериальному опыту, что воспринимается как доказательство, как демонстрация утраченной цельности театрального ансамбля, превращение в бригаду уже не способную решать большие задачи. В начале спектакля они бредут сквозь пургу – три товарища, три политика, три воина. Многообещающее, выразительное начало, есть образ «тройки», но по-отдельности ни Гамлета, ни Клавдия, ни Полония в спектакле нет. Необязательность постановки становится наглядна если мысленно поменять трех актеров местами – в этом спектакле возможны любые варианты (Гамлет-Хабенский, Полоний –Трухин, Клавдий – Пореченков) – ничего не изменится. Зеркало разбито, обратно не склеишь, можно до бесконечности переставлять местами осколки.
=======
Tags: Бутусов, Гамлет, МХТ, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…