Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Траур не к лицу

.
"УЧАСТЬ ЭЛЕКТРЫ", А.Бородин, РАМТ, Москва, 2012г. (5)

По драматической трилогии Юджина О'Нила «Траур к лицу Электре». Три пьесы – три действия, каждое продолжительностью менее часа. Общая продолжительность спектакля с двумя антрактами 3 часа 20 минут.
Сокращение драматургического текста – главная проблема спектакля, сокращения сделаны грамотно с точки зрения информации, но не с точки зрения эмоции.

За 50 минут можно пересказать пьесу, но не сыграть ее. Что бы произошло с «Берегом утопии» Стоппарда, если бы его уложили в 3-20? Актеры просто не успевают разогнаться. А зрители не успевают увлечься. Перечисление трагических событий (персонажи умирают один за другим) вызывает неадекватную реакцию зрительного зала – смешки в самых трагических эпизодах. И эффектный режиссерский прием – «белое лицо» – не выстреливает, и эффектная черно-белая сценография Бенедиктова остается фоном. Сами по себе это «белое лицо» и эта бледная луна и этот черный дом Мэннонов (с черными цветами и черно-белыми звездами и полосами американского флага, которым накрыли гроб) очень хороши и очень хорошо сочетаются между собой, но они принадлежат другому, трагическому, взрослому спектаклю.

Актеры РАМТ в традиционной психологической манере разыгрывают школьное сочинение на тему О’Нила. Трилогия адаптирована дважды. Адаптирована к возможностям зала (не поверили, что зрители выдержат еще один РАМТовский марафон и сократили). И адаптирована к возможностям труппы – действующие лица представляют два поколения, а актеры - ровесники, сын (Орин-Редько) выглядит старше матери (Кристины-Соколовской). Отец (Эзра-Насибов) возвращается с войны, как будто входит из соседней комнаты. Персонаж – «матёрый человечище», в труппе нет актера на такие роли.

Актриса на главную роль – есть (Электра-Лавиния-Рыщенкова). Очень уместно напоминает Марину Цветаеву в первой части (странная, некрасивая девочка) и очень похожа на собственную мать в третьей. Только в этой точке сюжетный план спектакля пересекается с визуальным.

Вас когда-нибудь лишали наследства ?

А что собственно произошло, в чем «проблема дома Мэннонов» ? В спектакле упоминают, что он построен на несчастье, даже на ненависти, но никаких подробностей, доказательств не приводят (о том, чтобы сыграть доказательства, и говорить не приходится, на это просто не хватает времени) .
Ненависть кого? Ненависть к кому? Что привело эту семью к возвышению? А потом к падению? Можно только догадываться и реконструировать самому.

Это сильная семья (как сейчас говорят – «место силы»). Это столп общества (глава семьи – судья, мэр, генерал). И она обрушилась от собственной силы, обвалилась внутрь. Внутрисемейные отношения (и сильнейшая взаимная любовь – буквально до инцеста, и сильнейшая взаимная ненависть – буквально до убийства) оказываются на много порядков сильнее любых внешних связей. Они обречены на отношения между собой, никто не может вырваться наружу (даже Адама, сына отвергнутого члена семьи, влечет обратно к Мэннонам неведомая центростремительная сила).
Да им и не нужен никто снаружи (эта мысль постоянно повторяется). Им уже не нужна реальность, только мечта об некоем острове. Остров тоже упоминается постоянно и прекрасно рифмуется с луной висящей над сценой. Потому, что эта мечта - недостижимая (достать луну с неба) и потому, что она лунная, а не солнечная.

РАМТ - солнечный театр, здесь хорошо получаются «белые» спектакли. Про утопию («Берег утопии», «Таня»), а не про анти-утопию. Про «Алые паруса», а не про черные паруса. Но и желание заглянуть на оборотную, теневую сторону постоянно присутствует в репертуаре. Уже целая линия сложилась из характерных названий – «Роман с кокаином», «Бескорыстный убийца», «Самоубийца», «Приглашение на казнь». Такое желание можно только приветствовать, но результат на этом пути не гарантирован. «Траур» переименовали в «участь», чтобы зрителей не отпугнуть, но по сути спектакль траурный и он оказался РАМТу не к лицу.

Единственное доказательство проклятья дома Мэннонов приведенное в спектакле это история лишения наследства (за то, что женился на девушке другого круга). Но что современным зрителям РАМТ эта «Гекуба» ? Кого-нибудь из них лишали наследства? Отправная точка трагедии – проклятье дома, непонятно и никак не задевает зрителей (возвышение и падение «Дома Будденброков» - задевало). Не задевает зрителей и достаточно подробно рассказанный (но не показанный) результат проклятья – взаимный инцест. Это уже не шокирует зрителей, но еще отталкивает. Подобные страсти-мордасти-фрейдизм вызывают отторжение, на психологическом и событийном плане спектакля «про это» не интересно.

Интересно про войну. Можно предположить, что это гражданская война в США являлась проклятием. Но из спектакля совершенно неясно, на чьей стороне воевали Мэнноны, на стороне северян или южан? И похоже, что это сделано сознательно – постановщику всё равно, что это была за война, кто там победил, сражались ли персонажи на стороне победителей или на стороне побежденых. Проклятие от этих обстоятельств никак не зависит. Война не конкретная, а «вообще», как принцип (посеешь ветер, пожнешь бурю).
Агамемнон вернулся из Трои победителем, это важно для «Орестеи». А для трилогии О’Нила важны переклички с "Орестеей", собственно на них она вся и построена, точно воспроизведен основной семейный четырехугольник – Агамемнон-Клитемнестра-Электра-Орест (и даже Эгист и Пилад есть, здесь их зовут Адам и Питер). Проклятье американской истории (первоначальное накопление капитала и гражданская война) сопоставлено с античным мифом. Это самый интересный смысловой слой. По сути американская история предстает как история ветхозаветная (потому и переклички с античностью), как предыстория.
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…