Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Великая иллюзия.

.
"КРИСТИНА", К.Митчелл и Л.Варнер, ШАУБЮНЕ, Германия, 201?г. (9)

Для зрителей гурманов (театральных и киношных).

Бедная Кристина.

Кристина – третий (по счету и по значению) персонаж драмы Стриндберга «Фрекен Жюли». Спектакль назван ее именем для того чтобы подчеркнуть перенос внимания с главных персонажей (Жюли и Жана) на второстепенный (как в «Розенкранц и Гильденстерн» Стоппарда) – смена оптики и точки зрения открывает пьесу с новой стороны. Кристина – кухарка, одинокая женщина 35-ти лет. Однако «и кухарки любить умеют»...
Не только пьеса, но и сама реальность открывается с иной стороны, когда последние становятся первыми (в этом смысл революции Стоппарда – «кто был ничем, тот стал всем»).

Театр Док.

Приближения театра к подлинности может совершаться сотнями способов и Кэти Митчелл предлагает нечто полностью противоположное обычному способу - безыскусному документальному театру, очищенному от театральщины, от условности, от наработанных сложных правил игры, как от рутины.
Здесь театр максимально технологичный, изощренный, искусственный и даже (в нарушении всех табу) превращенный в свою противоположность – в кино. Для киноманов театральщина это ругательство, в театре не так. Театр, как старший брат, уверен в себе и не комплексует перед младшим, перед его кинематографическими приемами, но чтобы так "забыть себя", чтобы так последовательно и самоотверженно применять их на сцене...
Тут видно стремление дойти до самого предела, исследовать границы театра, как вида искусства.

Таким образом «смена оптики» происходит не только в переносном, но в самом буквальном смысле – на большом экране мы видим происходящее не собственными глазами, а посредством («глазами») оптики (а также операторов и режиссера, который монтирует сьемки с разных камер). Гиперреализм – сверхкрупные планы, подробно воспроизведенный и искусно стилизованный под живопись того периода быт. В этой части театр дошел до границы и перешел ее, перестал быть театром и превратился в кино.

Однако на сцене кроме экрана есть еще сьемочный павильон, зритель не только кино смотрит, но и процесс сьемок, рождение кинематографического изображения он-лайн. Театр пришел к максимальной документальности не отказавшись от театральных приемов, а наоборот, бесстыдно обнажив свои приемы и трюки. И в этом открыл новую, захватывающую зрелищность. Как в «Липсинке» театр творится на глазах зрителя, демонстрирует фокусы с последующим разоблачением. Там из дощечек сотворилось фортепиано, здесь образ Кристины сотворился из трех сцен, сыгранных синхронно в разных точках павильона.

Особенно повезло зрителям, сидевшим в амфитеатре, они получили еще и бонус. Краем глаза они могли следить за работой театрального пульта, который стоял между партером и амфитеатром. Там театральный «оператор» вел спектакль, на сцене снимали кино, а на экране мы видели результат – то есть, фильм. Три процесса вложенные один в другой. Матрешка.

В таком обнажении собственных приемов тоже есть приближение к подлинности, документальности. Мы следим одновременно и за картиной и за изнанкой картины. И за результатом и за процессом.
Но есть также и нечто полностью противоположное подлинности – разоблачение театральной (и кинематографической) лжи, «великой иллюзии» (по известной пьесе Корнеля). Чтобы на экране было молоко, рекламщики используют мел, молоко не выглядит достаточно «молочно». Чтобы зрители на экране увидели персонажа пьесы, одна актриса дает ей свое лицо, другая свои руки, третья свой голос. Театр отрицает сам себя, разрушает себя, умирает на наших глазах, чтобы родилась новая театральность. Да и театральность ли это? Неизвестно, как называть эту новорожденную «неведому зверушку», не то «сын» (театр), не то «дочь» (кино).

От подобных прорывов в новую реальность трудно требовать гармонии и полноты. Нет ее и здесь. Зрители получили очень много «новых сведений о театре» и почти не получили «новых сведений о человеке». Два спектаклеобразующих приема (во многих постановках нет ни одного, а здесь сразу два) оказались никак не связаны между собой. Перенос внимания на Кристину сам-по-себе, а киносьемки сами-по-себе, отдельно. Для кино-спектакля можно было взять любую пьесу, да ту же «Фрекен Жюли» в обычном варианте, с главной героиней Жюли (согласно названию). А спектакль о Кристине можно было поставить и без кино.
Мы увидели Кристину сверхкрупным планом (у актрисы, сыгравшей ее лицо, очень выразительная «кухаркина» внешность), но ведь автором особенных глубин в этот образ не заложено (Стоппарду пришлось написать свою, новую пьесу, чтобы раскрыть второстепенных шекспировских персонажей).
Процитирую отклик Созерцателя на фейсбук, с которым согласен:

Несмотря на великолепную технику и очень интересный режиссерский замысел, рассказанная история оказалась менее интересной, чем история Фрекен Жюли. Реакции Кристины, ее история оригинальны, но менее драматичны, и насыщены конфликтами. К тому же эти реакции такие сдержанные, что они проходят рядом со мной, но не в меня.
(ссылка для тех, кто имеет там аккаунт - http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=178779332246111&id=100004452191829&comment_id=425234#!/sergey.roshchin.9)
Tags: театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…