Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Русский человек и sugar-free.

.
"РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ-VOUS", Е.Каменькович, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, Москва, 2011г. (7)

Очень точное название для спектакля про человека застрявшего между Россией и Европой, название из двух частей - русской и европейской, кириллицей и латиницей. И спектакль в двух частях, только порядок не соответствует названию, в первом действии латиница, во втором кириллица.

Первое действие - о молодом русском помещике, который путешествует по Европе (Италия, Германия) и решает там остаться, влюбляется и собирается жениться на итальянке, живущей в Германии, дочери кондитерши, а имение продать. Собственно, на эти деньги и жить. Тема актуальная не только для европеизированных дворян 19-го века, но и для наших дней (дауншифтинг - продать московскую квартиру и махнуть на Гоа :).

Сюжет предлагает нешуточный драматический накал (вспыхнувшая любовь, счастливый соперник, дуэль (не с ним), решающее обьяснение, хэппи-энд) и интересный второй план, построенный на оппозиции Россия-Европа. Этот «русский европеец в Европе» остается слишком русским и от европейских европейцев (прагматичных и мелкотравчатых) отличается в лучшую сторону, идеальный романтический юноша.
Однако сыграно всё так тускло, вяло, что непреодолимо клонит в сон. Фактически это пересказ, изложение, скольжение по поверхности. Герои говорят о себе в третьем лице, делают забавные этюды (скульптуру и портрет очень эффектно изобразили), сидят за пианино и поют. Персонажи второго плана – забавные карикатуры. Зрителю предлагают умилиться, но так нарочито предлагают и все эта театральность так предсказуема. Легкая атмосфера и пресловутая фоменковская мотыльковость уже в четвертой копии, уже совсем бледная, едва различимая. Какой тут русский человек, какое рандеву, какая драма, какой Тургенев? Герои скорее набоковские из века двадцатого, бледные анемичные горожане (только вместо набоковской остроты взгляда банальные эскизы). Ближе к концу первого действия есть одна хорошая трогательная сцена, обьяснение героя с итальянкой – но ведь это отношения «брата и сестры». Обезжиренная низкокалорийная латиница, любовь sugar-free.

Во второе действие спектакля сразу вторгается Россия. Вторгается сначала в виде прошлого, в виде забавного однокашника главного героя – и сразу заканчивается вялый пересказ и начинаются яркие сцены. Полозов (Дмитрий Захаров) - фигура комическая, но как вкусно сыграна и с вполне узнаваемой предысторией школьных отношений (пинки и клички). Это уже не забавный-мимолетный шарж – образ со своим характером, историей, драмой. На фоне флегматичного приятеля и главный герой Санин (Федор Малышев) прямо на глазах обретает живость и активность. Здесь он наконец-то начинает играть первым номером. Впрочем, первым номером он играет недолго.
Вскоре Россия вторгается и собственной, женской персоной. Если можно так сказать, в обличии Родины-Матери, то есть жены однокашника. Полозова (Екатерина Смирнова) - дама взрослая, властная, полна не только чувственности-неги, но и энергии.
Россия пришла отомстить Санину за измену и этот романтический брак по любви и все его планы оказываются сорваны. Полозова вносит в спектакль энергию, жизнь, широту, страсть, смысл. Все оживают и всё оживает – метафоры, типы, пространство. Тут и у Санина загораются глаза и появляется нечто мужское, о чем в первой части только рассказывалось, что только называлось и вызывало зрительское «Не верю!».
История Санина и Полозовой занимает большую часть второго действия, этот спектакль в спектакле великолепен. Это театр, это действие, зрелище, интрига – прогулки на лошадях, природа, курортное общество, посещение немецкого театра (к рефлексии межнациональной добавляется рефлексия межтеатральная). И своеобразная условность фоменковского театра начинает выстреливать, веришь и зяблику в ложе и лошадям из канатов.

За этим курортным романом следует только эпилог, там прежняя интонация пересказа возвращается, но спектакль уже набрал ход и за эпилогом уже просто по инерции следишь с интересом. Метания героя, понятное дело, ничем не закончились, он так и застрял в своем межеумочном положении, а тут еще Америка возникла на горизонте и поманила. Зачем он туда едет? Герой постоянно задавал себе вопрос "зачем я это делаю" и в первом действии, но в финале он оказался последним штрихом, завершившим портрет русского европейца на rendez-vous с собой. На этом "тургеневском" вопросе и заканчивается спектакль.
Tags: театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…