Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Буря в Театре Док

*
Сцена бури – крайняя точка, куда смогли зайти участники эксперимента по документализации «Короля Лира» (см. http://lev-semerkin.livejournal.com/500749.html и http://lev-semerkin.livejournal.com/501000.html ). Актерам на этом пути пришлось через многое перешагнуть, как перешагнули и старшие дочери Лира, в этом смысле можно сказать, роли Реганы и Гонерильи актерам She She Pop удались. Они довели ситуацию до предела, спровоцировали бунт на корабле, сестры спровоцировали отца, актеры спровоцировали отцов.
Сцена бури – театральная, эмоциональная и смысловая кульминация. Здесь Театр Док поднимается до просто театра. Разговоры о театре (интересные) превращаются собственно в театр (зрелищный).

В пьесе Лир сходит с ума (невозможно остаться разумным в безумном мире). А здесь исполнители роли Лира сходят с дистанции – бунт во время репетиционного периода, отцы отказались играть по неправильным правилам, оказались нормальнее детей, не захотели переступить.
Любопытно сравнить табу у детей (политкорректность - нельзя обсуждать турок и потерянные после второй мировой войны территории) и табу у отцов (нельзя обсуждать физиологию).
Спектакль вплотную подошел к точке, с которой Кастелуччи начал свой "Проект J", но черту не перешел, в бездну не заглянул (что показательно, экзистенциальный уровень для них недоступен). Однако и этого приближения оказалось достаточно, чтобы вызвать бунт.
Театр запротоколировал бунт и воспроизвел его в спектакле. Не только бунт, но и подавление бунта (если бы бунт не был подавлен, зрители бы не увидели спектакля). Актеры оказались сильнее отцов (или отцы уступчивее). Спокойный документальный театр превратился в перформанс со стриптизом.
Отцы открылись, а дети закрылись, надели одежду отцов, надели короны и маски. Участники представления разошлись на максимально возможное расстояние, дошли до края, каждый до своего.

После сцены бури спектакль движется под гору. Следующая сцена – встреча с Корделией. Попытка примирения состоялась и удалась.
Этот театр самым очевидным образом не хочет отождествлять себя только с Реганой и Гонерильей. Он отождествляет себя с младшей дочерью, с Корделией, которая отказалась играть в фальшивые игры и не побоялась прямоты (в документальном театре это главное достоинство). Они безжалостно разрушают условность театра, чтобы пробиться к подлинности. Пожертвовав высокой трагедией с одного полюса и низкой попсовой любовью с другого полюса, они освободились (от условностей, от стыда).

Но сыграна ли Корделия? Подняться до этой высоты Театру Док не удалось. В пьесе встреча Лира с Корделией состоялась, но слишком поздно (и в этом трагедия). В спектакле НЕ состоялась, Лир пришел, а Корделия не явилась, нет трагедии, есть драма, много драм. Да, участник спектакля преодолели разногласия, обьединились и завершили работу, но не на шекспировском уровне. Сцена заканчивается длинным перечислением прощений (кто кому чего прощает), а на самом то деле перечнем мелких обид – слова, слова, слова, много слов. Совсем не о том и не так говорит в пьесе Корделия, встретившись с отцом.

Финал – всё кончено, прощание, репетиция ухода.
Отцы еще раз приносят себя в жертву Театру Док, дети жертву принимают. И зрителям приходится принимать. Дети предлагают отцам по-очереди попрощаться с виниловыми пластинками (старики уступают этому желанию, но опять таки не до конца, сохраняют достоинство, предложено спеть под фонограмму, кто хочет – открывает рот, кто не хочет, сидит с закрытым и только слушает).
Финал поставлен детьми - все участники спектакля укладываются вповалку на сцену, это конец не только для отцов, для всех. Может быть отцы и не согласились бы с таким финалом, но подчиняются, потому что в данном случае за детьми решающее слово, будущее принадлежит им. И если они его видят вот так, значит так и будет.
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments